«РИТМЫ В ПРИРОДЕ: ПРИЧИНЫ И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ» КАК ТЕМА ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
Ритмичность природных явлений представляет собой форму «дыхания» ландшафтной оболочки. Причины происхождения и продолжительность ритмов различны. Географические следствия ритмов прослеживаются в изменении климатических элементов, гидрологических явлений, геоморфологических процессов и процессов почвообразования. Знание законов ритмики, их происхождения, продолжительности и значения для природной среды необходимо для прогнозов географических процессов. Изучение ритмичности природных процессов в школьном курсе географии требует от школьников интеграции знаний по физике, математике, биологии, истории. Проведение межпредметных мероприятий как элементов урока, отдельных уроков или внеурочных мероприятий нацеливает школьников на комплексное видение явлений и процессов, происходящих в природе и в жизни людей.
Ключевые слова: ритмы в природе, географические следствия ритмов, интеграция знаний, физическая география в школе
Библиография:
1. Калесник С. В. Общие географические закономерности Земли. М.: Мысль, 1970. 283 с.
2. Синицын В. М. Введение в палеоклиматологию. Л., 1967. 232 с.
3. Ладюри Э. Ле Руа. История климата с 1000 года. Л., 1971. 280 с.
4. Монин А. С., Шишков Ю. А. История климата. Л., 1979. 408 с.
5. Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. Т. III. М., 1984. 320 с.
6. Жилина Т. Н. Природно-климатические условия 1550–1850 гг. как фактор риска развития сельского хозяйства в Западной Сибири // Вестн. Томского государственного университета. 2012. № 354. С. 77–80.
7. Пугачёва Е. Е. Геологические знания в курсе школьной физической географии как средство развития метапредметности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 1 (129). С. 150–152.
8. Жилина Т. Н. Изучение ритмичности природных процессов в школьном курсе географии как средство развития межпредметных связей // Климатология и гляциология Сибири: материалы международной научной конференции / под общ. ред. В. П. Горбатенко, В. В. Севастьянова, Томск, 20–23 октября 2015. С. 205–207.
Выпуск: 4, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 29 — 32
Скачиваний: 796