МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНТЕГРАТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ В МЕТАЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ОПЫТ ИХ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
Необходимым условием развития личности как приоритетной цели современного образования является моделирование интегративных процессов в метаязыковом образовательном пространстве школы. Проведен сравнительный анализ двух образовательных стратегий – обучение языку как предмету и общеязыковое развитие личности. В качестве оснований для сравнения выступают цель, концептуальные подходы, содержание, система компетенций. Предлагается апробированная в экспериментальной деятельности школ Тюменской области модель образовательного процесса, в котором интеграция реализуется на основе актуализации психолого-педагогических механизмов языкового развития личности, использовании когнитивных и личностно созидающих ресурсов гуманитарной и естественно-научной парадигм, возможностей понятийного и образного мышления.
Ключевые слова: метаязыковое образовательное пространство, языковое развитие личности, интеграция гуманитарного и естественно-научного образования, понятийное и образное мышление
Библиография:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://standart.edu.ru (дата обращения: 08.01.2016).
2. Педагогический словарь: учеб. пособие для студентов высших учеб. заведений / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. 352 с.
3. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика. М.: Наука, 2002. 456 с.
4. Володина Е. Н. Метаязык как педагогический феномен и его роль в языковом развитии личности в школе // Образование и наука. 2015. № 4 (123). С. 114–130.
5. Данилюк А. Я. Три принципа организации образования // Ежемесячный электронный педагогический журнал. URL: http://rspu.edu.ru/university/publish/schools/2/6.html (дата обращения: 04.01.2016).
6. Выготский Л. С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999.
7. Володина Е. Н. Предметная специфика как фактор развития языковой личности в системе общего образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015. № 4 (22). С. 96–104.
8. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.: Барс, 1997. 392 с.
9. Glaser R. Education and thinking: The role of knowledge // Amer. Psychologist. 1984. Vol. 39 (2). P. 93–104.
10. Тарасов Е. Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания // Языковое сознание и образ мира / отв. ред. Н. В. Уфимцева. М.: ИЯ РАН, 2000. С. 24–32.
11. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. URL: http://fgosreestr.ru/ (дата обращения: 08.01.2016).
12. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 390 с.
13. Карпов А. А. Общие способности в структуре метакогнитивных качеств личности. Ярославль: ЯрГУ, 2014. 272 с.
14. Programme for International Student Assessment (PISA) // OECD – Better Policies for Better Lives. URL: http://www.oecd.org/pisa/ (дата обращения: 08.01.2016).
15. Профессиональный стандарт педагога. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/30085.html (дата обращения: 08.01.2016).
16. Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013. 318 с.
Выпуск: 4, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 21 — 28
Скачиваний: 723