ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Рассматриваются особенности формирования лингвистической компетенции (уровня владения родным языком) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Исследуется характеристика педагогического инклюзивного пространства, в том числе риски, потенциально сопутствующие формированию языковой компетенции обучающихся с ОВЗ. Актуальность поставленных в исследовании вопросов обусловлена резким снижением познавательного и мотивационного интереса обучающихся в целом к проблемам языковой культуры, а также остротой проблем, связанных с организацией и осуществлением образовательного процесса на интегрированной (инклюзивной) основе. В качестве лингводидактического материала представлен фрагмент адаптированной модифицированной программы по русскому языку для обучающихся 6-го класса с ОВЗ (раздел «Имя существительное»).
Ключевые слова: компетентность, лингвистическая компетенция, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование
Библиография:
1. Чигинцева В. В. Реализация интерактивных форм обучения в практике школьного преподавания русского языка // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 3 (9). С. 69–77.
2. Акимова М. К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. М.: Знание, 2012. 268 с.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 02.12.2015).
4. Инклюзивное образование в России. Детский фонд ООН (ЮН ИСЕФ). М.: БЭСТ-принт, 2011. 88 с.
5. Турковский В. И., Шарапова И. А., Бумаженко Н. И. Специфика организации работы ресурсного центра инклюзивного образования Витебского региона // Сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. «Сетевое взаимодействие университетов с социальными партнерами в области инклюзивного образования: международный и региональный аспект» (Великий Новгород, 19–21 мая 2014 года). Н. Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2014. С. 323–328.
6. Городской портал профессиональной ориентации учащихся города Москвы (Электронный ресурс). URL: http://center1.testov.net/children/ (дата обращения: 31.10.2015 г.).
7. Солодянкина О. В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. М.: АРКТИ, 2007. 80 с.
8. Асмолов Г. В., Бурменская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под. ред. А. Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 159 с.
9. Чигинцева В. В. Совершенствование компетентностной базы школьников на уроках-интерактивах при осмыслении трудных вопросов лексикологии // Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество: сб. тр. по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч. / отв. ред. Л. В. Дудова. Ч. 2: Методика преподавания русского языка и литературы в школе и вузе. Современные образовательные технологии в преподавании русского языка и литературы. Русский язык и литература в поликультурном образовательном пространстве. М.: Флинта: Наука, 2015. С. 233–237.
10. Курьянович А. В. Психолого-педагогические, лингводидактические и методические аспекты совершенствования языковой компетенции в школе и вузе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 1 (7). С. 90–101.
11. Оглуздина Т. П. Развитие содержания понятия «языковая компетенция» в истории лингвистики и теории обучения иностранным языкам // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2011. Вып. 2 (104). С. 91–94.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2626 (дата обращения: 06.11.2014 г.).
13. Блог «Вместе». URL: http://valeocentre.blogspot.ru/p/blog-page.html (дата обращения: 16.11.2015 г.).
14. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 6 класс / под ред. С. Н. Пименевой. М.: Дрофа, 2009. 160 с.
Выпуск: 3, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Страницы: 96 — 101
Скачиваний: 876