ТЕКСТЫ СОЧИНЕНИЙ В ФОРМАТЕ ЕГЭ КАК ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КАРТИНЫ МИРА СОВРЕМЕННОГО ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ
Обосновывается выбор в качестве эмпирического материала когнитивно-дискурсивных исследований письменных текстов особого типа – сочинений, являющихся составной частью единого государственного экзамена по русскому языку. Ключевым выступает тезис автора о моделирующем потенциале данных речевых произведений, позволяющем создать инвариант картины мира выпускника школы. Направление моделирования в рамках настоящего исследования – воссоздание репрезентированного в системе определенных фреймов представления современных старшеклассников об окружающем их мире в аспекте аксиологической характеристики. Делается вывод о том, что, несмотря на присутствие в процессах создания данных текстов школьниками и оценивания этих работ экспертами ориентации на шаблоны, в сочинениях выпускников четко представлены ценностные ориентиры, определяемые в первую очередь возрастными и социальными факторами.
Ключевые слова: картина мира, аксиологический параметр картины мира, возрастная психология, сочинение, единый государственный экзамен
Библиография:
1. Курьянович А. В. Эпистолярная картина мира: к вопросу определения понятия // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 2 (143). С. 16–20.
2. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. 384 с.
3. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
4. Возрастная психология. Юнита 3: Характеристика психологических особенностей подростков и юношей / разраб. Ю. В. Александровой. М.: Современный гуманитарный институт, 1999. 66 с.
5. Резанова З. И. Языковая картина мира: взгляд на явление сквозь призму термина-метафоры // Картина мира: модели, методы, концепты: материалы Всерос. междисциплин. школы молодых ученых «Картина мира: язык, философия, наука» (1–3 ноября 2001 г.) / под общ. ред. проф. З. И. Резановой. Томск, 2002. С. 28–34.
6. Хухлаева О. В. Психология подростка: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2008. 160 с.
7. Кон И. С. Психология ранней юности: книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
Выпуск: 3, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Страницы: 83 — 88
Скачиваний: 836