РОЛЬ ПРИНЦИПА УЧЕТА СПЕЦИФИКИ РОДНОГО ЯЗЫКА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМА И ПОЛИЛИНГВИЗМА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Рассматривается роль принципа учета специфики родного языка в обучении младших школьников в условиях билингвизма и полилингвизма Республики Дагестан. Даны определения понятиям «билингвизм» и «полилингвизм», раскрыты основные особенности принципа учета специфики родного языка, перечислены районы, в которых распространен билингвизм и полилингвизм, подчеркнута роль русского языка как важнейшего средства межнационального общения народов нашей страны. Исследования в национальных школах Дагестана свидетельствуют о том, что специфика родного языка должна учитывать своеобразие цели и характера изучаемого лингводидактического материала. При этом принять во внимание степень владения детьми русским языком. Так, на первоначальном этапе обучения второму языку учителю и учащимся часто приходится обращаться к родному языку. Однако по мере увеличения у учащихся словарного запаса, развития у них навыков устной и письменной речи сфера использования его постепенно уменьшается.
Ключевые слова: русский язык, младший школьник, билингвизм (двуязычие), полилингвизм (многоязычие), принцип учета специфики родного языка, Республика Дагестан
Библиография:
1. Вайнрайх У. Языковые контакты: состояние и проблемы исследования / пер. с англ. У. Вайнрайх. Киев: Вища школа, 1979. 263 с.
2. Розенцвейг М. Ю. Проблемы языковой интерференции: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 1975. 50 с.
3. Бабина С. П. Детский билингвизм как педагогическая проблема // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 4 (67). С. 114–116.
4. Айтберов А. М., Караева С. А. Особенности формирования и развития русской речи учащихся начальных классов в условиях двуязычия и многоязычия Дагестана: учебное пос. Махачкала: ДГПУ, 2005. 28 с.
5. Караева С. А., Гасанова С. Х., Асадулаева Ф. Р. Некоторые особенности билингвизма и полилингвизма в Республике Дагестан // Концепт. 2014. Современные научные исследования. Выпуск 2. ART 55053. URL: http://e-koncept.ru/2014/55053.htm. Гос. рег. Эл No ФС 77–49965. ISSN 2304–120X.
6. Караева С. А. Формирование и развитие русской связной речи учащихся начальных классов кумыкской школы с использованием средств наглядности: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2005. 25 с.
7. Караева С. А. Формирование и развитие русской связной речи учащихся начальных классов кумыкской школы с использованием средств наглядности: дис. … канд. пед. наук. М., 2005. 161 с.
8. Абаев В. И. Общегуманитарные аспекты теоретического языкознания // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. Т. XXXII. Вып. 6. М., 1973. С. 524–529
9. Ястребова Л. Н. Принципы обучения второму иностранному языку как специальности в языковом вузе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 8 (149). С. 75–79
Выпуск: 2, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ЛИНГВОДИДАКТИКА
Страницы: 102 — 106
Скачиваний: 789