ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Рассматривается развитие профессиональных и общекультурных компетентностей у будущих учителей в системе профессиональной подготовки в условиях педагогического вуза. Описываются различные подходы к понятиям «компетенция» и «компетентность», этапы исследования компетентности как научной категории. Уделяется внимание проблеме становления личности будущих педагогов в системе профессиональной подготовки. Представлены методики диагностического обследования будущих учителей. Изложены результаты исследования, свидетельствующие о том, что уровень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций у будущих педагогов достаточно низкий. Анализируется уровень повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов в условиях педагогического вуза. Обосновывается необходимость проектирования методов педагогической деятельности по повышению уровня сформированности общекультурных и педагогических компетентностей у будущих педагогов, а также психолого-педагогическое, учебно-методическое обеспечение процесса работы преподавателя со студентами.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, профессиональная компетентность, общекультурная компетентность, студенты – будущие педагоги, педагогическая деятельность
Библиография:
1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 134–139.
2. Краткий психологический словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 431 с.
3. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Концепции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. С. 12–20.
4. Сухов А. И., Бодалев А. А., Казанцев В. И. Социальная психология: учеб. пособ. / под ред А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М.: Академия, 2001. 600 с.
5. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 312 с.
6. Сивицкая Л. А., Смышляева Л. Г., Смышляев А. В. Реализация компетентностного подхода в высшей школе: дефициты методической готовности преподавателей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 12. С. 52–55.
7. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова: в 4 т. 1935, переизд. М., Терра, 1996. 89 с.
8. Ожегов С. И. Словарь русского языка: около 75 000 слов. 11-е изд., стереотип. / под ред. д-ра филолог. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. М., Русский язык, 1975. 846 с.
9. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 89–94.
10. Коняхина И. В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании (теоретический аспект) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 11. С. 68–71.
11. Боровикова С. А. Профессиональное самоопределение // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова. СПБ.: СПбГУ, 1996. 152 с.
12. Тимофеева Н. Б. Особенности формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 10. С. 91–94.
13. Ващенко Д. Г., Андриенко А. В. Изучение уровня сформированности профессиональных компетенций молодого специалиста // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 9. С. 5–10.
14. Шпаченко И. А. Формирование общекультурной компетентности детей дошкольного возраста в системе «музей – детский сад» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 7. С. 92–97.
Выпуск: 1, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Страницы: 133 — 137
Скачиваний: 701