МЕТОДИКА МЕНТАЛЬНО-КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Представлено обоснование значимости информационных и коммуникационных технологий для эффективного осуществления профессиональной деятельности психолога в сфере образования в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта высшего образования и Профессионального стандарта педагога-психолога. Предложено использование ментально-контекстного обучения информатическим дисциплинам будущих педагогов-психологов, способствующего формированию готовности к использованию средств информационных и коммуникационных технологий для решения задач профессиональной деятельности, и уточнено понятие указанной готовности. Обосновано построение модели ментально-контекстного обучения, основанной на дуальной парадигме, с учетом когнитивного и контекстного подходов. Выявленные требования к компонентам указанной готовности, такие как комплексная мотивация, понимание потенциала ИКТ для решения различных задач, способность соотнесения учебной проблемы с будущей профессией, владение средствами ИКТ, актуальными для будущей профессиональной деятельности, послужили основой для определения эффективности предложенной методики. Полученные результаты исследования демонстрируют положительную динамику формирования указанной готовности в процессе ментально-контекстного обучения информатическим дисциплинам.
Ключевые слова: методика обучения, информатические дисциплины, ментально-контекстное обучение, ментально-контекстные задания, профессиональная ИКТ-компетентность, готовность к использованию ИКТ для решения задач профессиональной деятельности
Библиография:
1. Проект Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Уровень высшего образования: бакалавриат. Направление подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование». URL: http://www.kspu.ru/upload/documents/2013/10/30/323ee32ba9ae6a2ceac2f68dd2e29c20/psihologo-pedagogicheskoe-obrazovanie bakalavriat.pdf (дата обращения: 12.09.2015).
2. Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог-психолог (психолог в сфере образования)“» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 № 38575). URL: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_185098/ (дата обращения: 01.09.15).
3. Лапчик М. П. Информатическая математика или математическая информатика? // Информатика и образование. 2008. № 7. С. 3–7.
4. Ижденева И. В. Развитие ассоциативного мышления студентов при изучении математических и информатических дисциплин // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 153–157.
5. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М.: Исследов. центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 75 с.
6. Бершадский М. Е. Когнитивная образовательная технология: построение когнитивной модели учащегося и ее использование для проектирования учебного процесса // Школьные технологии. 2005. № 5. С. 73–83.
7. Шкерина Л. В. Теоретические основы технологии учебно-познавательной деятельности будущего учителя математики в процессе математической подготовки в педвузе. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2013. 420 с.
8. Бершадский М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Педагогический поиск, 2003. 256 с.
9. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2000. 440 с.
10. Ижденева И. В. Роль ассоциативных ментальных карт в процессе обучения студентов информатике // Педагогическое образование в России. 2015. № 4. С. 28–38.
11. Ижденева И. В. Ментально-контекстные задания как средство повышения мотивации студентов педагогов-психологов при обучении информатическим дисциплинам // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 9. С. 134–139.
Выпуск: 1, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТА
Страницы: 91 — 97
Скачиваний: 759