СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ НОРМАЛЬНОГО И ЗАДЕРЖАННОГО ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Представлены результаты сравнительного исследования социальной компетентности подростков с нормальным психическим развитием и их сверстников с задержкой психического развития (ЗПР). В ходе исследования установлено, что по трем из четырех субтестов по методике Дж. Гилфорда и М. Салливена («Истории с завершением», «Вербальная экспрессия», «Истории с дополнением») подростки двух групп показывают однотипные результаты. Так, по субтестам «Истории с завершением» и «Вербальная экспрессия» большинство подростков имеют средний уровень социального интеллекта, по субтесту «Истории с дополнением» – ниже среднего. По субтесту «Группы экспрессии» подростки с нормальным уровнем имели средний уровень социального интеллекта, а подростки с ЗПР – ниже среднего. Используя шкалу А. М. Прихожан, выявили, что подростки с нормой психического развития имеют нормативно-развивающуюся социальную компетентность. Подростки с ЗПР демонстрируют отставание в развитии социальной компетенции. Причем наиболее явно это видно по субшкалам «Уверенность в себе» и «Интерес к социальной жизни». С помощью методики Томаса установили, что в условиях нормы психического развития у подростков преобладают две тактики поведения в конфликтных ситуациях: соперничество, сотрудничество. Подростки с ЗПР в конфликтных ситуациях используют смешанные стили пассивного поведения: избегание, приспособление.
Ключевые слова: социальное развитие, социальная компетентность, подросток, задержка психического развития
Библиография:
1. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1997. 160 с.
2. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2003. 554 с.
3. Как помочь ребенку войти в современный мир / под ред. Т. В. Антоновой. М.: Московский департамент образования, 1995. 168 с.
4. Учурова С. А. Развитие социальной компетентности в образовательном процессе. Екатеринбург: Изд-во УрФУ, 2011. 195 с.
5. Лукьянова М. И. Базовые потребности как основа развития социальной компетентности подростков // Психол. наука и образование. 2004. № 4. С. 41–47.
6. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2010. 811 с.
7. Жигинас Н. В. Возрастная психология: учеб. пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. 274 с.
8. Жигинас Н. В. Особенности влияния микросоциальных условий на формирование личностных черт, поведенческих расстройств и гендерной идентичности подростков // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2006. Вып. 2 (53). С. 47.
9. Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л., Берестнева О. Г. Психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Интернет-журнал «Науковедение». Т. 7, № 2 (2015). URL: http://naukovedenie.ru/PDF/18PVN215.pdf (дата обращения: 12.10.2015 г.).
10. Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л. Специальная психология. Введение в специальность: учеб. пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2015. 264 с.
11. Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л. Особенности внимания младших школьников с ОНР IV уровня, обучающихся в условиях общеобразовательной школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 6 (159). С. 76–78.
Выпуск: 11, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 11
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 82 — 86
Скачиваний: 2256