ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТАРШИМИ ДОШКО ЛЬНИКАМИ
Представлены результаты констатирующего эксперимента, направленного на изучение уровня развития эмоциональной устойчивости у детей старшего дошкольного возраста. В качестве основных методов, позволяющих оценить эмоциональное состояние ребенка и выявить особенности проявления эмоциональной устойчивости, использовались наблюдение за поведением детей при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками, беседы с детьми и педагогами, анкетирование воспитателей и родителей, проективные тесты. Определены критерии и показатели эмоциональной устойчивости детей: адекватность эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью; сила выраженности переживаемых эмоций; стабильность особенностей эмоционального реагирования. Анализ экспериментальных данных позволил выделить три уровня проявлений эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста. Предложено авторское определение понятия «эмоциональная устойчивость» применительно к детям дошкольного возраста.
Ключевые слова: эмоции, эмоциональная устойчивость, дети дошкольного возраста, критерии и показатели эмоциональной устойчивости, уровни проявлений эмоциональной устойчивости
Библиография:
1. Абрамян Л. А. Эмоциональное благополучие ребенка как основополагающий фактор развития личности // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. Одесса, 1990. Ч. 2. С. 3–7.
2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1999. 224 с.
3. Запорожец А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М.: Педагогика, 1986. 173 с.
4. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников. М.: Академия, 2003. 176 с.
5. Буртовая Н. Б. Личностные и профессиональные предпосылки формирования эмоционального выгорания у преподавателей высшей школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 12 (102). С. 141–148.
6. Таткина Е. Г. Синдром эмоционального выгорания медицинских работников как объект психологического исследования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 11 (89). С. 131–134.
7. Аршинская Е. Л. Влияние учебной нагрузки на эмоциональное состояние школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 5 (146). С. 58–64.
8. Фаустова И. В. Психолого-педагогические условия преодоления эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста: дис. … канд. пед. наук. Елец., 2011. 220 с.
9. Гамова С. Н. Педагогические условия развития эмоциональной устойчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры: дис. … канд. пед. наук. Елец., 2007. 240 с.
Выпуск: 11, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 11
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 67 — 71
Скачиваний: 883