«СИСТЕМОЙ ВЫДУМАННЫХ ЗНАКОВ ВЕСЬ МИР ВЕРТИТСЯ…»: ПОЛЕМИКА А. В. МАКЕДОНОВА С СЕМИОТИКАМИ
Анализируются эстетические взгляды А. В. Македонова – известного литературного критика и историка литературы советского и постсоветского периодов. Он воспринимал искусство как познание и воспроизведение постоянно развивающейся объективной реальности в форме второй субъективно-объективной действительности. Опираясь на эстетику Г. В. Ф. Гегеля, учения В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского, в своих работах 1960–1980-х гг. он вступал в полемику с отечественными и зарубежными семиотиками, в частности с Ю. М. Лотманом. Исследователь стремился доказать, что, несмотря на ряд справедливых утверждений, его оппонентам не удалось определить специфику искусства. Причину он видел в сведении своеобразия художественного творчества к особенностям разных знаковых систем и противопоставлении его познанию как отражению действительности в художественных образах.
Ключевые слова: искусство, эстетический знак, образ, модель, А. В. Македонов, Ю. М. Лотман
Библиография:
1. Ханзен-Лёве О. А. Русский формализм: методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения / пер. с нем. С. А. Ромашко. М.: Языки русской культуры, 2001. 672 с.
2. Эмерсон К. Литературные теории 1920-х годов: четыре направления и один практикум // История русской литературной критики: советская и постсоветская эпоха / под ред. Е. Добренко и Г. Тихонова. М., 2011. 792 с.
3. Калинин И. Тартуско-московская семиотическая школа: семиотическая модель культуры // НЛО. 2009. № 98. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2009/98/ka6.html (дата обращения: 05.05.2015).
4. Структурализм: «за» и «против» / ред. Е. Я. Басин, М. Я. Поляков. М.: Прогресс, 1975. 469 с.
5. Котова Э. Л. «Я имею одно печальное преимущество…»: перипетии судьбы А. В. Македонова (1909–1994) // Изв. Смоленского гос. ун-та. 2010. № 1 (9). С. 40–58.
6. Бычков В. В. Эстетика. М.: Академический проект, 2011. URL: http://www.erlib.com/Виктор_Бычков/Эстетика/1/ (дата обращения: 12.05.2015).
7. Македонов А. В. Знак и образ в эстетике Гегеля // Эстетика Гегеля и современность. М.: Изобразительное искусство, 1984. С. 130–169.
8. Заболоцкий Н. А. Избранные произведения: в 2 т. М., 1972. Т. 1.
9. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы / пер. А. Зверева, В. Харитонова, И. Ильина. М.: Прогресс, 1978. 328 с.
10. Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 2005. 704 с.
11. Македонов А. В. Анализ художественного мастерства // Современная литературно-художественная критика: актуальные проблемы / под ред. Ю. Андреева. Л.: Наука, 1975. С. 44–106.
12. Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. 560 с.
13. Македонов А. В. Свершение и кануны: о поэтике русской советской лирики 1930–1970-х годов. Л.: Советский писатель, 1985. 360 с.
14. Егоров Б. Ф. О мастерстве литературной критики: Жанры. Композиция. Стиль. Л.: Советский писатель, 1980. 320 с.
15. Котова Э. Л. «В искусстве – все средство и все цель»: основы критической рефлексии А. В. Македонова // Русская филология: ученые записки кафедры литературы и методики ее преподавания СмолГУ. Т. 16. Смоленск: Свиток, 2015. С. 268–283.
Выпуск: 10, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 10
Рубрика: ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Страницы: 150 — 156
Скачиваний: 701