СИСТЕМА МУЗЕЙНЫХ СРЕДСТВ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ СОСТАВЛЕНИЮ ЭКСКУРСИОННЫХ СООБЩЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 5–8-Х КЛАССОВ
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования поставлена задача – подготовить учащихся к жизни в информационном обществе. Для решения данной задачи предлагается применение системы музейных средств при обучении школьников составлению экскурсионных сообщений. Работа учащихся в период подготовки и проведения экскурсий активизирует учебный процесс, повышает качество обучения. Погружение современных школьников в определенную лингворегионоведческую музейную среду становится средством их духовно-нравственного воспитания, формирования и развития их языковой личности. Цель статьи – дать определение школьным музейным средствам обучения; на примере хакасской школы рассмотреть систему их применения в обучении учащихся 5–8-х классов составлению экскурсионных сообщений на уроках развития речи, во внеклассной работе и внеурочной деятельности, описать программу обучающего исследования школьниками экскурсионной речи.
Ключевые слова: артефакты, система музейных средств при обучении школьников, экскурсионное сообщение
Библиография:
1. Иващенко Г. А., Шкуратова А. П. Организация нетрадиционных форм проведения занятий в соответствии с индивидуальными особенностями студентов как способ повышения творческих способностей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 14–16.
2. Новикова Л. И. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5–9 классах как средство постижения учащимися национальной культуры: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2005. 36 с.
3. Мишатина Н. Л. Лингвокультурологические задачи на уроках развития речи // Русский язык в школе. 2005. № 4. С. 11–14.
4. Ходякова Л. А. Культуроведческий подход в преподавании русского языка: моногр. М., 2012. 292 с.
5. Сычугова Л. П. Методика обучения речи в контексте искусства: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. Киров, 2012. 323 с.
6. Острикова Т. А. О специфике обучения русскому языку в средних школах Хакасии // Ежегодник ИСАТ ХГУ. 1999. Вып. III. С. 145–150.
7. Кужакова Е. П. Реалии русской и хакасской культуры на уроках русского языка // Развитие языков и культур коренных народов Сибири в условиях изменяющейся России: материалы III Междунар. науч. конф. Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Катанова. 2010. С. 229–234.
8. Национально-региональный компонент и музейная педагогика в образовательном процессе: Аскизский опыт: Сборник практических материалов для учителя. Абакан, 2006. С. 248.
9. Дейкина А. Д. Современные идеи воспитания личности средствами слова, истории, искусства в их совокупности. Духовно-нравственное воспитание учащихся при обучении русскому языку: слово – история – искусство: колл. моногр. М., Ярославль, 2013. С. 12–18.
10. Архипова Е. В. Теория принципов речевого развития учащихся и обучение культуре речи // Русская словесность. 2004. № 4. С. 3–9.
11. Музеи Аскизского района Хакасии: методические рекомендации по организации музейной и краеведческой работы в школе. Абакан, 2007. 144 с.
Выпуск: 9, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 9
Рубрика: СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Страницы: 81 — 84
Скачиваний: 720