ОТРАЖЕНИЕ ТЕНДЕНЦИИ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ЭТИКИ В СОДЕРЖАНИИ ШКОЛЬНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Раскрыты причины необходимости интеграции естественнонаучных и этических знаний школьников в процессе изучения биологии на современном этапе развития науки. Разработаны методические основы интеграции естественнонаучных и этических знаний школьников. Обоснованы подходы к реализации интеграции в процессе обучения биологии. Дана характеристика метода аналогии при отражении тенденции интеграции науки и нравственности в содержании школьного предмета «Биология». Утверждается мысль о том, что современные открытия в области естествознания качественно меняют методологию познания и способствуют формированию нового целостного мировоззрения, основанного на системном подходе. Предложен интегрированный факультативный курс для 11-х классов «Философия биологии» и методическое пособие «Биология языком сердца».
Ключевые слова: интеграция науки и нравственности, системный подход, методология познания, образовательный курс «Биология», модель, учащиеся
Библиография:
1. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2007. 576 с.
2. Гаряев П. П. Волновой генетический код. М.: Институт проблем управления РАН, 1997. 108 с.
3. Князева Е. Н. Между временем и вечностью: С. П. Курдюмов о темпоральных свойствах сложных структур // Труды Объединенного научного центра проблем космического мышления: сб. Т. 1. М.: МЦР: Мастер-Банк. 2007. С. 45–64.
4. Дульнев Г. Н. «Золотое сечение» жизни. Введение в синергетику // Культура и время. 2006. № 2. С. 59–72.
5. Мейен С. В. Проблема направленности эволюции // Итоги науки и техники. Зоология позвоночных. Т. 7. Проблемы теории эволюции. М.: Геологический институт АН СССР. 1975. С. 66–117.
6. Гончаренко А. И. Пространство сердца как основа сверхсознания // Сознание и физическая реальность. 1997. Т. 2. № 3. С. 25–35.
7. Стульпинене И. Физика языком сердца: приложение к курсу физики средней школы для духовно-нравственного воспитания. Рига: Паркс рекламай, 2006. 182 с.
8. Менский М. Б. Тайны сознания и параллельные реальности квантового мира // Культура и время. 2010. № 1 (35). С. 111–123.
9. Алексеева В. И. Космизм о мире, человеке и обществе: концепции XIX– середины XX вв. М.: Луч, 2012. 440 с.
10. Ш апошникова Л. В. Великое путешествие. Книга третья. Вселенная Мастера. М.: МЦР, 2005. 1088 с., илл.
11. П. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Наука, 1987. 240 с.
12. Алексеева В. И. Этика благоговения перед жизнью // Культура и время. 2008. № 2. С. 37–48.
13. Сухомлинский В. Сердце отдаю детям. Харьков: Акта, 2012. 563 с.
14. Ушинский К. Д. // Антология гуманной педагогики / сост. и автор предисл. П. А. Лебедев М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2002. 224 с.
15. Дзгоева Н. М. Психолого-педагогическая характеристика учебного сотрудничества в рамках гуманизации образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 2 (80). С. 57–60.
16. Амонашвили Ш. А. Основы гуманной педагогики: собрание сочинений в 20 кн. Кн. 4. М.: Амрита, 2012. 368 с.
Выпуск: 7, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 7
Рубрика: НАЧАЛЬНОЕ И ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 38 — 44
Скачиваний: 768