ОПИСАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ, ПРИЕМОВ И СРЕДСТВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПОНЯТИЙ УЧАЩИХСЯ
Приведены важные аспекты необходимости формирования информационной компетентности учащихся. По результатам анализа педагогических исследований в области формирования процедур интеллектуальной рефлексии, а также на основе педагогического опыта автором предлагается дидактический комплекс для формирования процессов обобщения и систематизации информации при изучении объектов как основы для развития информационной компетентности учащихся. Предложенный набор дидактических приемов и средств наиболее качественно, на взгляд автора, формирует умения учащихся обобщать и систематизировать информацию, и может быть перенесен на содержание любой учебной дисциплины.
Ключевые слова: информационная компетенция, дидактический комплекс, обобщение, систематизация знаний, информация, понятие
Библиография:
1. Казарина Л. А. Показатели сформированности исследовательской компетентности учащихся профильных классов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 7 (135). С. 196–201.
2. Хесус Лау. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни: пер. с англ. М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 45 с. URL: http://www.ifap.ru/library/book101.pdf (дата обращения: 22.04.2014).
3. Christine Irving & John Crawford: Skills for everyone. A National Information Literacy Framework Scotland, 2008. 68 с. URL: http://www.educationscotland.gov.uk/Images/ information_literacy_framework_draft_tcm4–433724.pdf (дата обращения: 22.05.2012).
4. Философия образования для XXI века: сб. статей. М.: Просвещение, 1992. 206 с.
5. Ивин А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике. М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997. 384 с.
6. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. Л. : Изд-во Акад. пед. наук, 1948. 475 c.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: http://standart.edu.ru (дата обращения: 06.08.2012).
8. Алексеев М. В. Проект новой гуманитарной реальности: теоретическая концепция российской школы будущего / М. В. Алексеев, М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев, А. А. Нестеренко // Педагогические технологии. 2007. № 2. С. З-5.
9. Бершадский М. Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. 256 с.
10. Усова А. В. Психолого-педагогические основы формирования понятий. Учебное пособие по спецкурсу. Челябинск: Типография изд-ва «Челябинский рабочий», 1988. 86 с.
11. Хоменко Н. Н. Предельно краткое введение в Классическую ТРИЗ и ОТСМ / Архив Н. Хоменко / Редакторы материала: Н. Э. Чижевская, Г. В. Терехова / Деп. в ЧОУНБ 28.10.12 № 3559. URL: http:// www.otsm-triz.org/content/super_short_intr (дата обращения: 14.09.2012).
12. Бершадский М. Е. Когнитивная технология обучения: теория и практика применения. М.: Сентябрь, 2011 г. 256 с.
13. Новикова Л. Ю. Использование предметного опыта учащихся при обучении математике как условие формирования универсальных учебных действий // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin), 2011. Вып. 10 (112). C. 141–144.
Выпуск: 7, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 7
Рубрика: НАЧАЛЬНОЕ И ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 28 — 33
Скачиваний: 867