ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТА ОБМАНУТОГО ОЖИДАНИЯ КАК РЕГУЛЯТИВНОЙ ДОМИНАНТЫ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ
Рассматриваются эвристические возможности использования метода эксперимента в лингвистике, основанного на показаниях языкового сознания информантов. На примере проведенного автором на материале стихотворения М. И. Цветаевой «Жив и здоров!» лингвистического эксперимента с участием более 60 информантов разного возраста и рода занятий наглядно демонстрируется потенциал данного метода в изучении эффекта обманутого ожидания как регулятивной доминанты стихотворения, значимой для познавательной деятельности читателей. Последовательно описаны этапы, из которых состоял лингвистический эксперимент, приведены и проанализированы данные, полученные в виде ответов информантов на поставленные вопросы и предложенные задания, иллюстрирующие регулятивные возможности обманутого ожидания как основного типа выдвижения в общем смысловом развертывании исследуемого поэтического текста как формы коммуникации.
Ключевые слова: метод эксперимента, регулятивность текста, регулятивный потенциал, регулятивная доминанта, обманутое ожидание
Библиография:
1. Спиркин А. Г. Философия: учебник. М.: Гардарики, 2002. 736 с.
2. Карпенко С. М. Ассоциативные связи слова в узусе и поэтическом тексте (на материале творчества Н. С. Гумилева): автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2000. 26 с.
3. Болотнов А. В. Вербализация концепта хаос в поэтическом дискурсе Серебряного века (на материале творчества М. И. Цветаевой, М. А. Волошина, О. Э. Мандельштама): автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2009. 26 с.
4. Васильева А. А. Лексический аспект ассоциативного развертывания поэтических текстов О. Э. Мандельштама: автореф. дис. … канд. филол. наук. Томск, 2004. 30 с.
5. Болотнова Н. С. О соотношении прагмем и информем в поэтическом тексте как форме коммуникации (по данным экспериментов) // Художественный текст и языковая личность: проблема изучения и обучения: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. (11–12 октября 2001 г.). Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. С. 16–28.
6. Болотнова Н. С., Бабенко И. И., Васильева А. А. и др. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль. Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. 331 с.
7. Болотнова Н.С. О связи регулятивной и концептуальной структур поэтического текста // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2006. Вып. 5 (56). С. 108–113.
8. Библия. Книги Священного Писания. Ветхого и Нового Завета. М., 2009. 1371 с.
9. Глухов В. П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: АСТ: Астрель, 2005. 351 с.
10. Болотнова Н. С. Использование эксперимента в коммуникативной стилистике текста // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 6 (96). С. 33–38.
Выпуск: 6, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: КОММУНИКАТИВНАЯ СТИЛИСТИКА ТЕКСТА
Страницы: 133 — 137
Скачиваний: 786