ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН У СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Рассматривается процесс профессиональной подготовки будущих педагогов, нацеленный на формирование профессиональных знаний и умений и представляющий собой систему взаимосвязи учебных дисциплин, входящих в различные циклы (общие гуманитарные, социально-экономические, естественно-научные, общепрофессиональные, специальные и дисциплины специализации), которые затрагивают вопросы общения и формируют коммуникативные умения у студентов. Обосновывается необходимость проектирования методов педагогической деятельности по формированию коммуникативной компетентности студентов – будущих педагогов и оценка ее результативности, а также психолого-педагогическое, учебно-методическое обеспечение процесса работы преподавателя со студентами. Доказывается предположение о том, что данные учебные дисциплины не в состоянии сформировать коммуникативные умения у будущих педагогов, поэтому целесообразно введение специальной дисциплины «Практикум делового общения педагога».
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, психологические дисциплины, студенты – будущие педагоги, педагогическая деятельность
Библиография:
1. Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989. 216 с.
2. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Соловьёва О. В. Введение в практическую и социальную психологию. М.: Смысл, 1996. 373 с.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
4. Варданян Ю. В., Кильмяшкина Т. А. Модель вузовской образовательной системы становления психологической компетентности педагога // Психология в вузе. 2008. № 2. С. 5–16.
5. Гитман М. Б., Данилов А. Н., Столбов В. Ю. Об одном подходе к контролю уровня сформированности базовых компетенций выпускников вуза // Высшее образование в России. 2012. № 4.
6. Евпалова Е. В. Этапы формирования конкурентоспособности будущего специалиста // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 156–158.
7. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во МГУ, 1991. С. 30–34.
8. Игнатьев В. П. Пути обеспечения высокого качества подготовки студентов // Педагогическое образование и наука. 2012. № 8. С. 73–76.
9. Ким И. Н., Лисиенко С. В. Формирование базовых составляющих профессиональной компетентности преподавателя в рамках ФГОС // Высшее образование в России. 2012. № 1. С. 16–24.
10. Компетенции и образование: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.
11. Коршунов С. В., Зырянов В. В. Введение ФГОС ВПО: первый год в оценке и мнениях специалистов по учебно-методической работе // Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 16–27.
12. Лукьянова М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие. М.: Сфера, 2004. 144 с.
13. Мерзон Е. Е. Проблема формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза // Педагогика. 2012. № 9.
14. Пискунова Е. В. Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагога // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2005. Вып. 1.
15. Столбова И. Д. Организация предметного обучения: компетентностный подход // Высшее образование в России. 2012. № 7.
16. Темербекова А. А. Компоненты успешности будущей профессиональной деятельности учителя // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2005. Вып. 2.
Выпуск: 3, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 141 — 146
Скачиваний: 885