БУДУЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЯ – В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ ИЛИ В ОБЩЕСТВЕ ЗНАНИЙ?
Экскурс в историю разработки понятий «информация» и «знание», сравнительный анализ ключевых при-знаков и самих феноменов в аспекте их влияния на модели образования в современном мире могут быть полезными как для студентов, так и для педагогов. Анализируя современную философскую и педагогическую литературу, автор поднимает важный для будущего национальной системы образования вопрос о соотнесении понятий «информация» и «знание». Выделив основные сходства и различия между «информацией» и «знанием», автор рассуждает о том, к чему приводит подмена одного понятия другим, когда речь идет о целях-ценностях образования в XXI в. и обсуждаются особенности компетентностного подхода в концепциях информационного общества или общества знаний.
Ключевые слова: образование, информация, знание, информационное общество, общество знаний, компетентностный подход
Библиография:
1. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. 2-е изд. М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. 344 с.
2. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М.: Иностр. лит., 1963. 830 с.
3. Урсул А. Д., Урсул Т. А. Эволюция. Космос. Человек (общие законы развития и концепция антропокосмизма). Кишинев: Штиница, 1986. 266 с.
4. Чернавский Д. С. Синергетика и информация. Динамическая теория хаоса. М.: Наука, 2001. 105 с.
5. Мелик-Гайказян И. В. Информационные процессы и реальность. М.: Наука. Физматлит, 1997. 185 с.
6. Урсул А. Д. Природа информации: философский очерк. 2-е изд. Челябинск, 2010. 231 с.
7. Фридланд А. Я. Информатика и ее сущность (место информатики в современном мире) // Информатика и образование. 2008. № 4. С. 76–88.
8. Корогодин В. И., Корогодина В. Л. Информация как основа жизни. Дубна: Изд. центр «Феникс», 2000. 208 с.
9. Мелик-Гайказян И. В. Методологические основания создания обобщенной модели коммуникации // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2006. Вып. 7 (58). С. 37–42.
10. Антоновский А. Ю. О мысли и слове: к проблеме понимания и атрибуции знания. URL: http://episteme.iph.ras.ru/word.pdf (дата обращения: 09.04.2015).
11. Кемеров В. Е. Социальная обусловленность познания: динамика проблемы // Вопр. философии. 2008. № 10. С. 20–32.
12. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991. 287 с.
13. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1966. 463 с.
14. Колин К. К. Информатизация образования: новые приоритеты // Вестн. высшей школы. 2002. № 2. С. 16–23.
15. Осмоловская И. М. Проблемы развития дидактики в информационном обществе // Инновации в образовании. 2009. № 6. С. 4–20.
16. Кутырев В. А. Образование или программирование? // Филос. образования. 2009. № 2. С. 64–70.
17. Лызь Н. А., Познина Н. А. Педагогические риски технизированных образовательных сред // Педагогика. 2010. № 4. С. 33–42.
18. Штер Н. Мир знания / пер. с нем. А. Н. Малинкина // Социол. журнал. 2002. № 2. С. 31–35.
19. Василькова В. В. Концепция общества знания: новая утопия или социальная технология // Общество знания: от идеи к практике: в 3-х ч. Ч. 1. Основные контуры концепции общества знания / под ред. В. В. Васильковой, Л. А. Вербицкой. СПб.: Скифия-принт, 2008. 248 с.
20. Майер Б. О., Наливайко Н. В. Об онтологии качества образования в обществе знания // Филос. образования. 2008. № 3. С. 4–18.
21. Степин В. С. Проблема аксиологического базиса современного образования // Вопр. философии. 1999. № 3. С. 20–24.
22. Майер Б. О., Покасова Е. В., Наливайко Н. В. Адаптационная функция системы образования в современных условиях изменяющейся России // Филос. образования. 2006. № 2. С. 244–250.
23. Наумов Н. Д. Компетентностный подход в образовании: психолого-антропологический аспект // Психол. обучения. 2010. № 7. С. 58–67.
Выпуск: 5, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В ПОЛЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ
Страницы: 110 — 117
Скачиваний: 798