МОТИВ КАК ОПЕРАЦИОНАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ДИСКУРСИВНОЙ ПАМЯТИ
В центре внимания – проблема аксиологического миромоделирования, рассмотренная через призму когнитивно-коммуникативных аспектов речевого поведения радиоведущих. На примере анализа мотивной структуры делаются выводы о специфике идеологических модусов дискурса. Мотив, в совокупности реализуемых им структурно-композиционных и содержательных приемов, рассматривается как выражение дискурсивной идеологии. Функционирование мотивной структуры дискурса информационно-аналитического радио исследуется через языковые и коммуникативные механизмы реализации конфликтного потенциала. Идеологический уровень реализуется в концептологически значимых дискурсивных оппозициях, реализующихся в границах предпочитаемой культурной модели.
Ключевые слова: дискурсивная картина мира, дискурсивная идеология, конфликтность, мотивная структура дискурса
Библиография:
1. Ермоленкина Л. И. Метаречевые реализации дискурсивной идеологии информационно-аналитического радио (на примере канала «Эхо Москвы) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. № 10. С. 145–152.
2. Ермоленкина Л. И., Костяшина Е. А. Аксиологические параметры этнокультурной идентификации: опыт экспериментального исследования // Вестн. Томского гос. ун-та. 2014. № 379. С. 10–16.
3. Болотнов А. В. Самопрезентация языковой личности в публичном дискурсе: когнитивно-стилистический аспект // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). № 10. 2012. С. 169–173.
4. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Москва: Гнозис, 2004. 477 с.
5. Костяшина Е. А. Механизмы дискурсивных трансформаций коммуникативной модели «автор – адресат» в текстовом пространстве научно-популярного медицинского журнала // Язык и культура. 2010. № 2 (10). С. 22–28.
6. Северская О. И. Политика и язык радио // Язык СМИ и политика. М.: Изд-во МГУ; Факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, 2012. С. 674–741.
7. Воронцова Т. А. Телевизионная дискуссия как жанр дискурса СМИ // Язык СМИ и политика. М.: Издательство МГУ; Факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, 2012. С. 612–634.
8. Кирия К. Д. Дискурсивные и прагматические тенденции в российском информационно-аналитическом телевещании // Язык СМИ и политика. М.: Издательство МГУ; Факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, 2012. С. 634–674.
9. Володина М. Н. Язык массовой коммуникации – особый язык социального взаимодействия // Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. С. 27–48.
10. Демьянков В. З. Семиотика событийности в СМИ // Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. С. 71–86.
11. Леонтьев А. А. Психология воздействия в массовой коммуникации // Язык средств массовой информации: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. С. 133–146.
12. Филлипс Л. Дж., Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2004. 336 с.
13. Мотив: основные подходы к рассмотрению // Введение в литературоведение: учебник. URL http://litved.rsu.ru/motiv.htm
14. Дейк Т. ван. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. 344 с.
15. Силантьев И. В. Газета и роман: риторика дискурсивных смешений. М.: Языки славянской культуры. 2006. 224 с.
Выпуск: 4, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ
Страницы: 131 — 136
Скачиваний: 797