ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Проблема идентичности представлена как комплексное понятие, сопряженное с психическим здоровьем. Индивидуальность рассматривается как комплексное понятие, сопряженное с психическим здоровьем, как проявлением индивидуальности, образа Я. Констатирующий эксперимент проводился для выявления уровня развития гендерной идентичности, уровня самоотношений и уровня интернальности у мальчиков-подростков и у девочекподростков. Представлен анализ уровня интернальности и самоотношений подростков, их влияния на уровень гендерной идентичности. Выявлена взаимосвязь между гендерной идентичностью, уровнем самоотношений и гендерной идентичностью и уровнем интернальности у мальчиков- и девочек-подростков. Обосновано, что гендерный опыт психологического исследования может оказаться чрезвычайно полезным, открывающим новые научные и практические исследовательские перспективы.Определены социально-психологические критерии проблемы на современном этапе во взаимосвязи с психическим здоровьем.
Ключевые слова: психическое здоровье, гендерная идентичность подростков, микросоциально-средовые факторы, самооценка, социализация подростков
Библиография:
1. Ениколопов С. Н., Дворянчиков Н. В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. 2001. Т. 22, № 3. С. 100–115.
2. Романов И. В. Особенности половой идентичности подростков // Вопросы психологии. 1997. № 4 С. 39–47.
3. Андреева Е. Н. Самоотношение подростков. Психология современного подростка / под ред. проф. Л. А. Регуш. СПб.: Речь, 2005. 400 с.
4. Семечкин Н. И. Социальная психология: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2004. 376 с.
5. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода // Вопросы психологии. 2003. № 5. С. 103–119.
6. Веденеева Г. И. К вопросу о своеобразии нравственных суждений младших школьников // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 5 (120). С. 194.
7. Жигинас Н.В. Особенности влияния микросоциальных условий на формирование личностных черт, поведенческих расстройств и гендерной идентичности подростков // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2006. Вып. 2 (53). С. 47.
8. Шперлинь А. В. Значение гендерных различий и семейного статуса в детерминации семейного благополучия // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 66–71.
9. Волошина Н. К. Опыт полоролевой социализации мальчиков и девочек в условиях параллельно-раздельного обучения и воспитания // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 1 (142). С. 72–78.
10. Жигинас Н.В. Гендерные особенности социализации (на примере агрессивных девиантных подростков): дис. … канд. психол. наук. Томск, 2001.
Выпуск: 3, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ПРАКТИЧЕСКАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 85 — 89
Скачиваний: 849