ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ)
Сделана попытка внести посильный вклад в изучение важнейшей составляющей проблемы эвакуации – транспортировки населения из прифронтовых областей в западносибирский тыл. Анализируется состояние железнодорожного транспорта накануне войны, отмечается его недостаточная мобилизационная готовность, отсутствие единого законченного плана оперативных перевозок на случай возникновения боевых действий, что создало дополнительные трудности в его работе в трагических условиях начала Великой Отечественной войны. Показаны меры по перестройке работы железнодорожного транспорта в связи с началом военных действий в целом на дорогах сибирских магистралей, трудности проводимых мероприятий, стремление вражеских войск парализовать эвакоперевозки, ошибки, нарушения установленных правил приема и отправки поездов с эвакуированным населением, случаи несогласованности действий служб движения дорог и эвакопунктов. Рассматриваются чрезвычайные меры, предпринятые ГКО, ЦК ВКП (б), СНК СССР, Совета по эвакуации и местных властных структур по преодолению недостатков, просчетов, по ускорению продвижения эшелонов с эвакуантами и их итоги. Делается вывод о том, что железнодорожный транспорт, железнодорожники вынесли на себе основную тяжесть перевозок при эвакуации населения в регион. Более миллиона эвакограждан приняла Западная Сибирь, обеспечив им спасение от фашистского порабощения и гибели.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, Великая Отечественная война, эвакуация, эвакуированное население, чрезвычайные меры
Библиография:
1. Уродков С. А. Эвакуация населения Ленинграда в 1941–1942 годах // Вестн. Ленинградского ун-та. 1958. № 8. С. 88–102.
2. Белоносов И. И. Эвакуация населения из прифронтовой полосы в 1941–1942 годах // Эшелоны идут на Восток (из истории перебазирования производительных сил в СССР). М., 1966. С. 15–30.
3. Удрис А. В. Деятельность эвакуированного населения Латвийской ССР в советском тылу в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.): автореф. дис. … канд. ист. наук. Рига, 1972. 27 с.
4. Сергазин Ж. С. Размещение эвакуированного населения и материальных ресурсов в Казахстане в годы Великой Отечественной войны: 1941–1943 гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Алма-Ата, 1983. 24 с.
5. Снегирева Л. И. Эвакуация гражданского населения в Западную Сибирь в годы Великой Отечественной войны в трудах исследователей региона // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 9 (99). С. 103–108.
6. Снегирева Л. И., Сафонова Т. А. Реэвакуация гражданского населения из Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (1942–1945 гг.) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2004. Вып. 4 (41). С. 22–30.
7. Потемкина М. Н. Проблемы эвакуации и эвакуированного населения на Урале в годы Великой Отечественной войны: 1941–1943 (историко-партийный аспект): дис. … канд. ист. наук. Челябинск, 1994. 224 с.
8. Во имя Победы: эвакуация гражданского населения в Западную Сибирь в годы Великой Отечественной войны в документах и материалах: в 3 т. Т. 1. «Исход». Томск, 2005. 360 с.
9. История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941–1945: в 6 т. Т. 2. М., 1961. 682 с.
10. Транспорт в СССР. М., 1967. 282 с.
11. Народное хозяйство СССР. М., 1956. 361 с.
12. Потемкина М. Н. Эвакуация в годы Великой Отечественной войны на Урале: люди и судьбы (Эваконаселение в Уральском тылу (1941–1948 гг.). Магнитогорск, 2006. 267 с.
13. Советская экономика в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. М., 1970. 502 с.
14. Куманев Г. А. Советские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. М., 1963. 207 с.
15. Ковалев В. И. Транспорт в Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.). М., 1985. 304 с.
16. ГАРФ. Ф. 6822. Оп. 1. Д. 2.
17. Куманев Г. А. Война и эвакуация в СССР. 1941–1942 // Новая и новейшая история. 2006. № 6. С. 7–26.
18. Лихоманов М. И., Позина Л. Т., Финогенов Е. Н. Партийное руководство эвакуацией в первый период Великой Отечественной войны (1941–1942 гг.). Л., 1985. 169 с.
19. Омская область в годы Великой Отечественной войны. Омск, 2005. 297 с.
20. Вековой путь на службе Отечеству. Страницы истории Западно-Сибирской железной дороги. Новосибирск, 2001. 504 с.
21. ГАРФ. Ф. 6822. Оп. 1. Д. 437.
22. Колесник А. Д. РСФСР в годы Великой Отечественной войны. Проблемы тыла и всенародной помощи фронту. М., 1982. 328 с.
23. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 34. Д. 114.
24. ГАРФ. Ф. 6822. Оп. 1. Д. 508.
25. ГАРФ. Ф. А-327. Оп. 2. Д. 66.
26. Елизаров И. В. Деятельность партийных организаций по обеспечению бесперебойной работы железнодорожного транспорта Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны 1941–1942 гг. Томск, 1979. 199 с.
27. ГАРФ. Ф. 6822. Оп. 1. Д. 433.
28. Там же. Д. 540.
29. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 5. Д. 7.
30. ГАРФ. Ф. 6822. Оп. 1. Д. 1.
31. Наша малая Родина. Хрестоматия по истории Новосибирской области. 1921–1991. Новосибирск, 1997. 767 с.
32. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 5. Д. 8.
33. ГАНО. Ф. Р-1030. Оп. 1. Д. 142; Ф. П-4. Оп. 34. Д. 144.
34. Там же. Ф. П-4. Оп. 5. Д. 481.
35. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 121. Д. 120.
36. ГАРФ. Ф. 6822. Оп. 1. Д. 483.
37. ИСАОО. Ф. 1077. Оп. 2. Д. 171.
38. ГАНО. Ф. Р-1030. Оп. 1. Д. 130.
39. Там же. Д. 200.
Выпуск: 2, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Страницы: 21 — 30
Скачиваний: 854