ЗАРОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В ДЕРПТСКОМ ПРОФЕССОРСКОМ ИНСТИТУТЕ
Представлен анализ процесса становления российской научно-педагогической школы в Дерптском профессорском институте. Рассматривается понятие «научно-педагогическая школа» в историческом контексте первой половины XIX в. как специальная система подготовки профессоров для российских университетов. Особое внимание уделяется научно-исследовательской деятельности воспитанников профессорского института, развитию у них навыков самостоятельной работы, освоению форм организации практических занятий со студентами. Значительное место отведено анализу преемственных связей в цепочке профессора-наставники – выпускники профессорского института – их ученики.
Ключевые слова: Дерптский профессорский институт, научная школа, научно-педагогическая школа, преемственность, научно-исследовательская деятельность, профессора российских университетов XIX в
Библиография:
1. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации».
2. Ревякина В. И., Ревякин Ю. Т. Проблемы подготовки педагогических кадров по физической культуре: история и современность // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 12 (140). С. 185–189.
3. Аронов Д. В., Садков В. Г. Научная и научно-педагогическая школа» – к вопросу о содержании понятия // Управление общественными и экономическими системами. 2004. № 2. URL: http://www.umc.gu-unpk.ru/umc/arhiv/2004/2/Aronov_Sadkov_school.pdf (дата обращения: 10.03.2014).
4. Куперштох Н. А. Научные школы России и Сибири: проблемы изучения // Философия науки. 2005. № 2 (25). С. 93–106.
5. Ильин Г. Л. Научно-педагогические школы: проективный подход. М.: Исслед. центр проблем качеств подготовки специалистов, 1999. 51 с.
6. Грезнева О. Ю. Научные школы (педагогический аспект). М.: ИТОиП РАО, 2003. 69 с.
7. Белозерцев Е. П. Научно-педагогические школы в контексте историко-культурного наследия России // Известия РАО. 2009. № 3 (11). С. 30–39.
8. Криворученко В. К. Научные школы // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2011. № 2. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/2/Krivoruchenko_Scholar_Schools/ (дата обращения: 10.03.2014).
9. Бернал Дж. Наука в истории общества / пер. с анг. А. М. Вязьминовой, Н. М. Макаровой, Е. Г. Панфиловой; общ. ред. Б. М. Кедрова, И. В. Кузнецова. М.: Иностр. лит-ра, 1956. 735 с.
10. Андреев А. Ю. Российские университеты XVIII – первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М.: Знак, 2009. 640 с.
11. Сокулер З. А. Знание и власть: наука в обществе модерна. СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. 239 с.
12. Ляхович Е. С., Ревушкин А. С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск: Изд-во Том. архит.-строит. ун-та. 1998. 581 с.
13. Стёпин В. С. Теоретическое знание (структура, историческая эволюция). М.: Прогресс-Традиция, 2000. 744 с.
14. Антонов А. Н. Преемственность и возникновение нового знания в науке. М.: Изд-во МГУ, 1985. 171 с.
15. Германские университеты Фр. Паульсена, профессора Берлинского университета // пер. с нем. Г. Гроссмана. СПб., 1904. 413 с.
16. Григорьев В. В. Т. Н. Грановский до его профессорства в Москве. Оренбург, 1856. 57 с.
17. О распоряжениях по учреждению Профессорского Института // Сб. постановлений по Министерству нар. просв. Т. 2. Царствование императора Николая I (1825–1855), отд. первое – 1825–1839. Изд. 2-е. СПб.: Типогр. В. С. Балашева, 1875.
18. Танклер Х. Роль воспитанников Тартуского университета в развитии естествознания в Петербургской академии наук. Таллин: Валгус, 1982. 148 с.
19. Пирогов Н. И. Из дневника старого врача // Севастопольские письма и воспоминания. М., 1950. 649 с.
20. Карнаух Н. В. Научно-педагогическая деятельность выпускников профессорского института // Известия Российской академии образования. 2013. № 3 (27). С. 49–58.
21. Селихович В. Г. Алексей Николаевич Савич: математик, астроном, педагог (очерк жизни и научно-педагогической деятельности). М.: Изд-во геодезической лит-ры, 1957. 71 с.
22. Записка пр. Левицкого. Краткий очерк деятельности профессорского института, существовавшего при Дерптском университете в 1828–1839 гг. // РГИА. Ф. 922, о. 1, ед. хр. 176, 3 л.
23. Ведомости о занятиях воспитанников профессорского института за 1828–1832 гг. // РГИА. Ф. 733, о. 56, ед. хр. 656, 117 л.
24. Пирогов Н. И. Дополнения к замечаниям на проект общего устава императорских российских университетов. СПб.: Типогр. И. Огризко, 1863. 85 с.
25. Карнаух Н. В. Профессорский институт. Аспекты преемственности стиля профессиональной деятельности. Lap Lambert Academic Publishing GmbH, 2011. 150 с.
26. Геселевич А. М. Научное, литературное и эпистолярное наследие Н. И. Пирогова. М., 1956. 264 с.
27. Любарский А. Свет русской науки: очерки. Таллин: Эстон. гос. изд-во, 1952. 331 с.
28. Пирогов Н. И. Вопросы жизни. Дневник старого врача, писанный исключительно для самого себя, но не без задней мысли, что, может быть, когда-нибудь прочтет и кто другой. СПб.: Типогр. В. С. Балашева, 1885. 607 с.
29. Вальтер А. Зависимость или свобода. Учиться или учить? Киев, 1865. 79 с.
30. Белоголовый Н. А. Из моих воспоминаний о Сергее Петровиче Боткине // Московский университет в воспоминаниях современников. М.: Московский ун-т, 1956. 735 с.
31. Воспоминание о Федоре Ивановиче Иноземцеве С. А. Смирнова. М.: Типогр. Грачева и К°, 1872. 34 с.
32. Императорский С.-Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет его существования: историческая записка, составленная по поручению Совета Университета ордин. проф. по кафедре истории Востока В. В. Григорьевым. СПб., 1870. 432 с.
Выпуск: 1, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПЕДАГОГИКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Страницы: 171 — 179
Скачиваний: 949