К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ
В рамках междисциплинарного анализа предлагается описание зарубежных и отечественных этнологических концепций, которые способствуют более глубокому осмыслению содержания ряда понятий: «этнос», «этническое самосознание», «этническая идентификация», «формы выражения этнической самоидентификации», «этническая индивидуальность». На современном этапе развития зарубежной науки существует три подхода к определению понятия «этничность»: примордиализм, ситуационализм, конструктивизм. Нужно отметить, что данные подходы оказали влияние на развитие теории этноса и в отечественной науке. В советской и постсоветской науке сложились две оппозиционные теории этноса. Это концепция Ю. В. Бромлея и Л. Н. Гумилева. Рассматривается роль теоретической основы в организации процесса этнокультурного воспитания школьников и формирования у них адекватной (положительной) этнической самоидентификации, что крайне актуально для современного поколения, живущего в условиях поликультурной среды.
Ключевые слова: этнос, признаки этноса, этническое самосознание, этническая идентификация, формы выражения этнической самоидентификации, этническая индивидуальность
Библиография:
1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 23 с.
2. Хотинец В. Ю. Этничность в интегральном исследовании индивидуальности человека: методология, теория, эмпирика и педагогическая практика на материале исследования коренных народов Западного Урала: дис. ... д-ра психол. наук. Пермь, 2000. 412 с.
3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ., общая ред. и предисл. А. В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. 344 с.
4. Садохин А. П. Этнология: учебник. М.: Гардарики, 2000. 110 с.
5. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1. С. 354–357.
6. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая рос. энциклопедия, 2001. 978 с.
7. Арутюнов С. А. Этнические общности доклассовой эпохи // Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе. М., 1982. № 6. С. 8–21.
8. Филиппов В. Р. Из истории изучения русского национального самосознания // Этнографическое обозрение. М., 1991. № 1. С. 20–29.
9. Филиппова Е. И. Камо гредеши // Этнографическое обозрение. 1992. № 6. С. 7–8.
10. Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: Экопресс, 1993. 554 с.
11. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с.
12. Межуев В. М. Идея национального государства в исторической перспективе // Политические исследования. 1992. № 5. С. 14–16.
13. Скорцов Н. Г. Проблемы этничности в социальной антропологии. М., 1996. 108 с.
14. Синкевич З. В. Национальное самосознание русских. М., 1996. 208 с.
15. Хотинец В. Ю. О содержании и соответствии понятий «этническая самоидентификация» и «этническое самосознание» // Социология. 1999. № 9. С. 69–90.
16. Мкртумян Ю. И. Основные компоненты культуры этноса // Методологические проблемы исследования этнических культур. 1978. № 5. С. 42–46.
17. Вяткин Б. А., Хотинец В. Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал. 1996. № 5. С. 69–75.
18. Люрья Н. А., Малиновская С. М. Вопросы междисциплинарного анализа понятия «этнокультурный компонент» в общеобразовательной практике региона // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Buulletin). 2013. Вып. 13. С. 143–147.
19. Тимошенко Л. Г. Этнокультурное образование в условиях современного социума // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2013. Вып. 1. С. 46–51.
20. Ганина С. А. Феномен детства в контексте психолого-педагогических исследований: история и современность // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2014. Вып. 1. С. 34–43.
Выпуск: 1, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ, НАЧАЛЬНОЕ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 96 — 102
Скачиваний: 848