СПОСОБНОСТЬ САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Раскрываются теоретические и экспериментальные аспекты исследования способности самоуправления как критерия личностно-профессионального развития студентов в период обучения в педагогическом вузе; процесса формирования личности, ориентированной на высокие профессиональные достижения в сфере образования, на саморазвитие и самореализацию в будущей профессиональной педагогической деятельности. Под способностью самоуправления понимается целенаправленное самоизменение или управление человеком своими формами активности: общением, поведением, деятельностью, переживаниями (Н. М. Пейсахов). В результате статистического анализа данных, полученных на констатирующем этапе, были выявлены значимые различия, позволяющие определить психологические особенности личностно-профессионального развития студентов педагогического вуза с разными уровнями способности самоуправления. Студентам с низким уровнем необходимо формировать горизонтальную структуру самоуправления, включающую в себя восемь этапов: анализ противоречий, прогнозирование, целеполагание, формирование критериев, оценку качества, принятие решений к действию, контроль, коррекцию. Особенности личностно-профессионального развития студентов с высоким уровнем способности самоуправления характеризуются созданием вертикальной организации системы самоуправления, совершенствованием ее отдельных звеньев, изменением форм своей активности.
Ключевые слова: личностно-профессиональное развитие студентов вуза, способность самоуправления, анализ противоречий, целеполагание, контроль, коррекция, саморегуляция
Библиография:
1. Омарова М. О., Алижанова Х. А. Профессиональное становление педагога как культура профессионально-личностного самоопределения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 6 (147). С. 176–180.
2. Пейсахов Н. М. Произвольные и непроизвольные компоненты психической саморегуляции // Теоретические и прикладные исследования психической саморегуляции. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1976. С. 5–36.
3. Пейсахов Н. М. Закономерности динамики психических явлений. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1984. 235 с.
4. Пейсахов Н. М., Шевцов М. Н. Практическая психология. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1991. 120 с.
5. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д: Феникс, 1997. 736 с.
6. Габдреева Г. Ш. Самоуправление психическим состоянием. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1981. 64 с.
7. Габдреева Г. Ш. Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревожности: дис. … канд. психол. наук. М., 1991. 243 с.
8. Прохоров А. О. Психология самоуправления. Часть первая. Азбука повседневного самоуправления: учеб. пособие. Казань, 1997. 95 с.
9. Прохоров А. О. Функциональные структуры саморегуляции психических состояний // Психология в Казанском университете: сб. науч. трудов. Казань: КГУ, 2004. С. 46–67.
10. Шевцов М. Н. О возможности использования хронометрических методик для оценки способности к самоуправлению // Психология в
Казанском университете: сб. науч. трудов. Казань: КГУ, 2004. С. 119–132.
11. Вагапова Н. А. Структурные особенности психологического механизма самоуправления деятельностью: дис. … канд. психол. наук. Казань, 1998. 213 с.
12. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональных систем // Избранные труды. М.: Наука, 1978. 400 с.
13. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. 256 с.
14. Конопкин О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. 2004. № 2. С. 36–46.
15. Никифоров Г. С. Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. 112 с.
16. Кулеш Е. В. Психологические особенности взаимосвязи самоуправления личности с субъективной картиной ее жизненного пути: дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2009. 223 с.
Выпуск: 1, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА
Страницы: 16 — 21
Скачиваний: 1013