ЭМПИРИЧЕСКАЯ ВЕРИФИКАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВОЕННОГО ВУЗА
Представлены результаты эмпирической верификации профессионально значимых личностных качеств преподавателей технических дисциплин военного вуза. Аналитический обзор научных публикаций по проблеме исследования позволил прийти к предварительному заключению о том, что эффективному педагогическому взаимодействию преподавателя технических дисциплин с обучающимися военного вуза в первую очередь способствуют такие профессионально значимые индивидуально-психологические свойства и качества, как эмпатия, рефлексия, коммуникативность, социальная перцептивность, абстрактное мышление и пространственное воображение. Опрос экспертов (преподавателей и курсантов военного вуза) продемонстрировал, что преподавателю технических дисциплин военного вуза необходимо обладать определенным сочетанием профессионально значимых личностных качеств и свойств, и в первую очередь таких, как эмпатийность, рефлексивность, коммуникативность, социальная перцептивность, абстрактное мышление, пространственное воображение. Итоги формирующего эксперимента подтвердили, что профессионально значимые качества преподавателя технических дисциплин военного вуза можно целенаправленно развивать посредством реализации специально разработанных психотренинговых программ.
Ключевые слова: профессионально значимые личностные качества, развитие, эффективность педагогического взаимодействия, участники образовательного процесса, преподаватель технических дисциплин, военный вуз, курсант
Библиография:
1. Корытова Г. С., Черкасова О. А. Анализ подходов к исследованию проблемы педагогического взаимодействия преподавателя с учащимися // Вестн. Воронежского ин-та МВД России. 2011. № 2. С. 193–197.
2. Корытова Г. С., Черкасова О. А. Исследование качеств преподавателя технических дисциплин, способствующих эффективному педагогическому взаимодействию с курсантами военного вуза // Вестн. Воронежского ин-та МВД России. 2011. № 4. С. 176–182.
3. Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: Научно-исследовательский центр развития творчества молодежи, 1993. 54 с.
4. Корытова Г. С. Базисные стратегии совладания в профессиональном поведении // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 4 (132). С. 117–123.
5. Корытова Г. С. Влияние возраста и стажа профессиональной деятельности на уровень зрелости психозащитного поведения у педагогических работников // Фундам. исследования. 2006. № 11. С. 89–92.
6. Корытова Г. С. Защитно-совладающее поведение в педагогической деятельности. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2006. 307 с.
7. Маркова А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. 193 с.
8. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. М.: Академия, 2004. 320 с.
9. Поваренков Ю. П. Системогенетический подход к пониманию профессионально важных качеств субъекта труда // Ярославский пед. вестн. 2002. № 1. С. 232–237.
10. Барабанщиков А. В. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы. М.: Воениздат, 1998. 280 с.
11. Герасимов В. Н. Педагогика высшей военной школы. М.: Военный ун-т, 2001. 173 с.
12. Ефремов О. Ю. Военная педагогика. СПб.: Питер, 2008. 640 с.
13. Зверяев А. П. Профессиональное становление начинающих преподавателей военно-технических дисциплин высших учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации: дис. … канд. пед. наук. М., 2004. 183 с.
14. Зибров Г. В. Педагогические основы подготовки курсантов вузов к воспитательной деятельности: дис. … д-ра пед. наук. Воронеж, 2001. 287 с.
15. Кисилева Т. В. Психолого-педагогические условия развития профессионально значимых качеств военных педагогов-психологов: дис. … канд. психол. наук. Курск, 2009. 185 с.
16. Маклаков А. Г. Военная психология. СПб.: Питер, 2000. 464 с.
17. Крутецкий В. А. Психология. М.: Просвещение, 1986. 336 с.
18. Корытова Г. С., Корытов И. В. Проблема педагогического взаимодействия в образовательном пространстве вуза // Глобальная научная интеграция. 2013. № 6. С. 109–112.
19. Кожухарь Г. С., Петрова А. Н. Исследование профессионально важных качеств специалистов помогающих профессий // Психологическая наука и образование. 2006. № 3. С. 65–72.
20. Корытова Г. С. Эмоциональное выгорание в профессиональной педагогической деятельности: защитно-совладающий аспект // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 5 (133). С. 175–181.
Выпуск: 1, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА
Страницы: 22 — 28
Скачиваний: 905