СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ К ФОРМИРОВАНИЮ У УЧАЩИХСЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В КОНТЕКСТЕ ТЕХНОЛОГИИ РЕФЛЕКСИВНОГО ПОДХОДА
Раскрывается идея создания модели подготовки будущего учителя математики к формированию у учащихся универсальных учебных действий в контексте технологии рефлексивного подхода. Проводится всесторонний анализ различных подходов к проектированию педагогических моделей. Обосновывается целесообразность выбора синергетической парадигмы и ее принципов в качестве методологической основы создания модели подготовки будущего учителя математики к формированию у учащихся универсальных учебных действий в контексте технологии рефлексивного подхода. Подчеркивается значимость в современных условиях образования процесса самоуправляемого развития, системообразующим фактором и механизмом которого является рефлексия. В качестве структурной единицы процесса подготовки будущих учителей математики предлагается использовать макроцикл рефлексии, выделяются его звенья. Процесс подготовки будущих учителей математики рассматривается как поступательное движение макроциклов. Структурной единицей макроцикла рефлексии является микроцикл рефлексии, который позволяет описывать организацию учебного процесса в педагогическом вузе на конкретном занятии с учетом принципов синергетики.
Ключевые слова: модель, рефлексия, методологические принципы синергетики, макроцикл рефлексии, микроцикл рефлексии
Библиография:
1. Тестов В. А. «Жесткие» и «мягкие» модели обучения // Педагогика. 2004. № 8. С. 35–39.
2. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и … неопределенность // Педагогика. 2003.№ 4. С. 21–26.
3. Монахов В. М. О возможностях методологии нечеткого моделирования как нового инструментария информатизации педагогических объектов. 2008. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-204594.html
4. Гутник И. Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении. СПб., 2005. 412 с.
5. Багдай Е. В. Формирование рефлексивной позиции студента в процессе изучения гуманитарных дисциплин: автореф. дис. … канд. пед. наук. Киров, 2007. 23 с.
6. Курейчик В. М., Писаренко В. И. Синергетика в образовании // Открытое образование. 2010. № 4. С. 33–44.
7. Каган М. С. Формирование личности и синергетический процесс // Синергетическая парадигма. М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 214.
8. Киященко Н. И. Синергетические проблемы образовательного процесса, 2008. URL: http://www.literature.by/phil/journal_21.html
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (степень «бакалавриат»). 2009. URL: http://ogti.ru/sites/default/fi les/10.pdf
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» (степень «магистр»). 2010. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-345253.html
11. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. 2010. URL: http://window.edu.ru/resource/768/72768/fi les/FGOS_OO.pdf
12. Липатникова И. Г. Создание индивидуальной образовательной траектории как один из способов обучения студентов приемам принятия решений // Фундаментальные исследования. 2009. № 5. С. 108–109.
13. Томина Е. Ф. Реализация рефлексивной концепции Дж. Дьюи в современной высшей школе // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. Пенза: ГОУВПО «Пензенский государственный университет». 2002. С. 117–122.
14. Липатникова И. Г. Деятельностное модульное обучение студентов педагогических вузов в условиях рефлексивной деятельности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2006. Вып. 3. С. 65–69.
15. Липатникова И. Г. Технология рефлексивного подхода к учебно-познавательному процессу с использованием устных упражнений // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2006. Вып. 3. С. 19–22.
16. Федорова О. Н. Синергетическая модель образования // Мир образования. 1997. № 5. С. 14–16.
Выпуск: 11, 2014
Серия выпуска: Выпуск № 11
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 163 — 169
Скачиваний: 837