ВЛАСТЬ И СТРАСТЬ В ТРАГЕДИЯХ О МЕДЕЕ Х. МЮЛЛЕРА И Л. РАЗУМОВСКОЙ
Трагедии «Медея. Материал» Х. Мюллера и «Медея» Л. Разумовской написаны одновременно, в начале 80-х гг. ХХ в., и поднимают сходные проблемы. Путь к власти героев Мюллера сопряжен с преступлениями, кровью, виной. Персонажи Разумовской выбирают путь эпического героя или царя. Первый безоговорочно самоотвержен, второй может быть стратегом, действующим в интересах города, или лжецом. Любовь Медеи, ведущая ее к преступлениям, также трактуется по-разному. В вопросах соотношения телесного и духовного в любви авторы выступают наследниками различных культурных традиций. В статье рассматриваются также особенности жанра текстов Мюллера и Разумовской, под пером которых трагедия получает современное звучание.
Ключевые слова: постдраматический театр, современная драма, трагедия, жанр, мифологический сюжет
Библиография:
1. Вольф К. Медея. Голоса [сайт «Lib.ru: Библиотека Максима Мошкова»]. URL: http://lib.ru/INPROZ/WOLF_K/wolf.txt (дата обращения 20.07.2014).
2. Романенко А. С. Проблема определения методологического подхода к изучению литературных констант // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 9 (150) С. 126–130.
3. Барашкова С. Н., Желобцова С. Ф. Авторское переосмысление мифа в новом тексте (на материале романов Л. Улицкой «Медея и ее дети», К. Вольф «Медея. Голоса», А. Борисовой «Земля удаганок») // Социосфера: сб. конф. НИЦ. 2011. № 9. С. 190–192.
4. Шарыпина Т. А. Проблемы мифологизации в зарубежной литературе ХIХ–ХХ вв: материалы спецкурса. Н. Новгород: ННГУ, 1995. 114 с.
5. Ивлева П. Д. Сюжет о Медее в романах Л. Улицкой «Медея и ее дети» и К. Вольф «Медея. Голоса» // Вестн. Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 1 (2). С. 68–72.
6. Воротникова А. Э. Мифорецепция в романе К. Вольф «Кассандра»: монография. Воронеж: ВГПУ, 2007. 150 с.
7. Карпова Т. Н. Формирование женской драмы: личностный аспект // Вестн. Ярославского гос. ун-та. 2010. № 4. С. 5–8.
8. Валисова Т. Г. Немецкая историческая проза 70–80-х гг. ХХ века. Поэтика жанров: дис. … канд. филол. наук. Пермь, 2005. 204 с.
9. Головчинер В. Е. Функции протосюжета в русской драме ХХ века // Сибирский филологический журнал. Новосибирск: НГУ, 2010, № 1. С. 12–18.
10. Топер П. Трагическое в искусстве ХХ века // Вопросы литературы. 2000. № 2 [сайт «Журнальный зал»]. URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2000/2/toper-pr.html (дата обращения: 20.07.2014).
11. Мюллер Х. Медея. Материал // Мюллер Х. Проза. Драмы. Эссе. Диалоги. М. РОССПЭН, 2012. С. 407–414.
12. Манн Т. Доктор Фаустус: Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом. М.: Республика, 1993. 431 с.
13. Разумовская Л. Медея [сайт «Театральная библиотека Сергея Ефимова»]. URL: http://www.theatre-library.ru/fi les/r/razumovskaya/razumovskaya_7.doc (дата обращения: 20.07.2014).
Выпуск: 11, 2014
Серия выпуска: Выпуск № 11
Рубрика: ИСТОРИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОЯВЛЕНИЯ УСЛОВНОСТИ
Страницы: 103 — 108
Скачиваний: 840