МОТИВ «УЧЕНИК–УЧИТЕЛЬ» В ПЬЕСЕ Е. Л. ШВАРЦА «ПОВЕСТЬ О МОЛОДЫХ СУПРУГАХ»
Статья посвящена одной из последних пьес Е. Шварца «Повесть о молодых супругах». Ее действие анализируется в связи с мотивом «ученик–учитель», который обнаруживается на разных уровнях: вербальном, ситуативном, в системе персонажей. Исследование семантического спектра мотива показало, что на фоне советской литературы, изображающей семью-государство, Е. Шварц задал известной теме и выделенному мотиву онтологическое и гуманистическое направление: в условиях послевоенной поры утрата старших родных в известной мере восполняется созданием семьи – человеческого рода. В функциях детей-учеников в пьесе пред- стают молодые люди, уже создавшие семьи или только идущие к этому, в функциях учителей в отсутствие родителей – персонажи старшего поколения (воспитатели, коллеги по работе, случайные знакомые). Введение в действие оживающих игрушек, обсуждающих острые проблемы в жизни молодых, сообщает в целом жизнеподобной пьесе сказочное и обобщающее звучание.
Ключевые слова: драма, мотив, действие, драматургия Е. Шварца, литература ХХ века
Библиография:
1. Русанова О. Н. Тема семьи в пьесе Е. Шварца «Повесть о молодых супругах» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 2 (130). С. 35–41.
2. Шварц Е. Повесть о молодых супругах // Шварц Е. Полное собрание сочинений в одном томе. М.: Альфа-книга, 2011. С. 591–650.
3. Фрейденберг О. М. Семантика постройки кукольного театра // Миф и театр. Лекции. М.: ГИТИС, 1988. С. 27–28.
4. Кларк К. Советский роман: история как ритуал / пер. с англ.; под ред. М. А. Литовской. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. 262 с.
Выпуск: 11, 2014
Серия выпуска: Выпуск № 11
Рубрика: ИСТОРИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОЯВЛЕНИЯ УСЛОВНОСТИ
Страницы: 78 — 82
Скачиваний: 887