ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ АВТОНОМИИ В ОБРАЗОВАНИИ В КОНТЕКСТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Рассматривается педагогический контекст проблемы профессиональной автономности преподавателя вуза. Проанализированы особенности изучения проблемы профессиональной автономности преподавателя вуза в контексте российской и зарубежной педагогической науки. Проводится сопоставление данного качества специалиста с другими понятиями, характеризующими различные аспекты автономии в профессиональной деятельности педагога. Выделяются понятия «предоставленная автономия» и «освоенная автономия».
Ключевые слова: преподаватель вуза, профессиональная автономность, предоставленная автономия, освоенная автономия
Библиография:
1. Benson P. The philosophy and politics of learner autonomy. In Benson & Voller (eds.), 1997. Pp. 18–34.
2. Little D. Learning as dialogue: The dependence of learner autonomy on teacher autonomy // System. 1995. № 23: 2. Pp. 175–181.
3. Pearson C. L., Moomaw W. The relationship between teacher autonomy and stress, work satisfaction, empowerment, and professionalism // Educational Research Quarterly. 2005. № 29/1. Pp. 38–54.
4. Short P. M. Defi ning teacher empowerment // Education. 1994. 114/4. Pp. 488–492.
5. Aoki N. Aspects of teacher autonomy: Capacity, freedom, and responsibility. In P. Benson and S. Toogood (eds) // Learner Autonomy 7: Challenges to Research and Practice, Dublin: Authentik, 2002. Pp. 110–124.
6. Allwright D. Autonomy in Language Pedagogy, in CRILE Working papers 6, Centre for Research in Education, Lancaster: University of Lancaster, 1990.
7. Smith R. Starting with Ourselves: Teacher-Learner Autonomy in Language Learning. In Sinclair B., McGrath I., Lamb T. // Learner autonomy, teacher autonomy: Future directions. London: Longman, 2000. Pp. 89–99.
8. Носачева Е. А. Профессиональная автономия преподавателя иностранных языков как проблема европейского и российского образования. Ростов н/Д: Ростиздат, 2009. 168 с.
9. Леонтьев Д. А. Феномен свободы: от воли к автономии личности // Только уникальное глобально: сб. статей в честь 60-летия Г. Л. Тульчинского. СПб.: СПбГУКИ. 2007. С. 64–89.
10. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 1. URL: http://i-psy.ru/content/view/87/119/
11. Гаврилюк О. А. Педагогические условия формирования готовности будущего преподавателя к профессиональной автономии. Красноярск: Гротеск. 2008, 196 с.
12. Сергеева О. А. Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов: автореф. дис. … канд. психол. наук. 2007. 27 с.
13. Магомедова Р. М. Организационные условия формирования профессиональных компетенций преподавателя вуза в процессе послевузовской подготовки // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 1 (129). С. 97–100.
Выпуск: 13, 2013
Серия выпуска: Выпуск № 13
Рубрика: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Страницы: 165 — 169
Скачиваний: 878