ИЗУЧЕНИЕ ЖАНРОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРАЗДНИЧНОЙ ЗАСТОЛЬНОЙ БЕСЕДЫ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ФИЛОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Предлагается система формирования коммуникативно-жанровых компетенций, которые необходимы будущим учителям русского языка и литературы для успешного речевого поведения во время праздничного застольного общения и изучения застольной беседы с учениками. В материалы статьи включены сведения о дидактической базе (текстах-образцах из произведений художественной литературы, видеоматериалах, памятках, схемах, таблицах и др.), характеризуются формируемые понятия и умения, типы заданий (аналитические, аналитико-конструктивные и конструктивные) и приемы их выполнения (риторический анализ видеоситуаций, заполнение таблиц, анализ и дополнение схем, памяток, составление алгоритма, риторическая задача, сравнительный анализ видеофрагментов и др.).
Ключевые слова: коммуникативно-жанровые компетенции, праздничное застольное общение, праздничная застольная беседа, жанровые признаки праздничной застольной беседы
Библиография:
1. Изаренков Д. И. Обучение диалогической речи. М., 1986. 150 c.
2. Колокольцева Т. Н. Специфические коммуникативные единицы диалогической речи. Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2001. 260 с.
3. Круглова С. Л. Монолог в полилоге // Ярославский пед. вестн. 1997. № 1. http://vestnik.yspu.org/releases/novye_Issledovaniy/1_8/index.html
4. Яковлева Э. Б. Полилог – третья форма речи? // Изв. высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. Филология.2007. № 1. С. 82–90.
5. Якубинский Л. П. О диалогической речи // Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование. М., 1986. С. 17–58. URL: http://www.philology.ru/linguistics1/yakubinsky-86.htm (дата обращения: 21.03. 2014).
6. Байкулова А. Н. Семейная беседа. // Хорошая речь / под ред. М. А. Кормилицыной и О. Б. Сиротининой. 2-е изд., испр. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. С. 151–163
7. Дементьев В. В. Беседа светская. // Антология речевых жанров: повседневная коомуникация. М.: Лабиринт, 2007. С. 149–162.
8. Рытникова Я. Т. Беседа семейная. // Антология речевых жанров: повседневная коомуникация. М.: Лабиринт, 2007. С. 162–173.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт. Русский язык. URL: http:// standart.edu.ru (дата обращения: 21.03. 2014).
10. Горобец Л. Н. Риторические умения как базовый компонент риторической компетенции учителя // URL: http://lib.herzen.spb.ru (дата обращения: 21.03. 2014).
11. Плутарх. Застольные беседы / пер. с др.-греч. Я. Боровского. М.: Мир книги: Литература, 2007. 464 с.
12. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид / общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи; пер. с др.-греч. М.: Мысль, 1999. 528 с.
13. Старшая Эдда: Эпос / пер. с древнесл. А. Корсуна. СПб.: Литература: Азбука-классика, 2001. 464 с.
14. Повесть о Горе-Злочастии // Изборник: Повести Древней Руси / сост. и примеч. Л. Дмитриева и Н. Понырко. М.: Худож. лит., 1986. С. 347–357.
15. Пушкин А. С. Евгений Онегин // Пушкин А. С. Сочинения: в 3 т. М.: Худож. лит., 1986. Т. 2. С. 186–354.
16. Лермонтов М. Ю. Княгиня Лиговская // Лермонтов М. Ю. Сочинения: в 2 т. / сост. и комм. И. С. Чистовой. М.: Правда, 1990. Т. 2. С. 380–443.
17. Третьякова В. С. Конфликт как феномен языка и речи // Изв. Уральского гос. ун-та. 2006. № 27. URL: http://proceedings.usu.ru (дата обращения: 15.11.2013).
Выпуск: 9, 2014
Серия выпуска: Выпуск № 9
Рубрика: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
Страницы: 76 — 82
Скачиваний: 783