КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ В ПОЭТИЧЕСКИХ ДИСКУРСАХ К. БАЛЬМОНТА И И. СЕВЕРЯНИНА: ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ И РАЗЛИЧИЯ
На материале поэтических дискурсов двух наиболее известных поэтов начала ХХ в. – символиста К. Д. Бальмонта и эгофутуриста И. Северянина рассматриваются особенности таких коммуникативных универсалий, как закон эстетически ориентированной смысловой «избыточности» и закон эстетически обусловленной «экономии» языковых средств. Устанавливается корреляция между этими законами и лексическими регулятивами, значимыми для организации познавательной деятельности читателей на уровне высказывания, блока высказываний и целого текста. Данная корреляция отражает тесную взаимосвязь системных, функциональных и системно-языковых качеств художественного текста и прежде всего регулятивности, структурности и выразительности. Выявляются точки пересечения и различия в словесно-художественном структурировании поэтических произведений известными мастерами художественного слова, имевшими сходство не только в судьбах, но и в поэтическом творчестве.
Ключевые слова: поэтический дискурс, теория регулятивности, коммуникативная универсалия, символизм, эгофутуризм
Библиография:
1. Чуковский К. И. Эгофутуристы. Игорь Северянин и другие // Чуковский К. И. Собрание сочинений: в 15 т. Т. 8. Литературная критика.
1918–1921. М.: Терра-Книжный клуб, 2004. URL: http://www.chukfamily.ru/Kornei/Prosa/Futuristy.htm (дата обращения: 27.07.2013).
2. Викторова С. А. Игорь Северянин и поэзия Серебряного века: Творческие связи и взаимовлияния: дис. … канд. филол. наук. Ярос-
лавль, 2002. 217 с. URL: http://www.poet-severyanin.ru/library/severyanin-i-poezia-serebryannogo-veka15.html (дата обращения: 1.10.2013).
3. Хромова С. А. Индивидуально-авторское словотворчество в его отношении к языковому словообразовательному стандарту: на мате-
риале произведений К. Бальмонта и И. Северянина: дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2007. 208 с.
4. Петрова Т. С. Музыкальный образ мира в творчестве К. Д. Бальмонта // Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные
искания ХХ века: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 3. Иваново: ИвГУ, 1998. URL: http://balmontoved.ru/knigi/327-vypusk-3-ivgu.html (дата обраще-
ния: 27.04.2014).
5. Епишева О. В. Музыка в лирике К. Д. Бальмонта: дис. … канд. филол. наук: 10.01.01. Иваново, 2006. 220 с.
6. Северянин И. Образцовые основы // Северянин И. Собр. соч. в 5 т. СПб.: Logos, 1995. Т. 5. Публицистика. Письма. URL: http://ruslit.traumlibrary.net//book/severyanin-ss05–05/severyanin-ss05–05.html#work001016 (дата обращения: 27.07.2013).
7. Бальмонт К. Д. Светозвук в Природе и Световая симфония Скрябина. URL: http://www.stihi-rus.ru/1/Balmont/o_skrjbine.htm (дата обращения: 27.04.2014).
8. Бальмонт К. Д. Поэзия как волшебство // Критика русского символизма: в 2 т. М., 2002. Т. 1. С. 268–317.
9. Петрова Н. Г. Типы лексических регулятивов и их взаимосвязь в лирике К. Д. Бальмонта // Н. С. Болотнова, И. И. Бабенко, Е. А. Бакланова и др. Коммуникативная стилистика текста: лексическая регулятивность в текстовой деятельности: коллективная монография / под ред. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во ТГПУ, 2011. С. 114–140.
10. Петрова Н. Г. К вопросу о своеобразии лексической регулятивности на уровне высказывания в поэтическом дискурсе футуристов // Вестн. Пермского ун-та. Российская и зарубежная филология. 2013. Вып. 2 (22). С. 86–93.
11. Петрова Н. Г. О специфике регулятивных структур в поэтических текстах И. Северянина (на материале сборника «Громокипящий кубок») // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 2 (143). С. 32–39.
12. Болотнова Н. С. Коммуникативные лексические универсалии в поэтической деятельности: вопросы теории и методики // Болотнова Н. С., Бабенко И. И., Бакланова Е. А. и др. Коммуникативная стилистика текста: лексическая регулятивность в текстовой деятельности: коллективная монография / под ред. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во ТГПУ, 2011. С. 43–65.
13. Болотнова Н. С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте. Томск, 1994. 212 с.
14. Бальмонт К. Д. Стихотворения. М.: Книга, 1989. 557 с.
15. Северянин И. Стихотворения / сост., вступ. ст. и примеч. В. А. Кошелева. М.: Сов. Россия, 1988. 464 с.
16. Молчанов А. С. Динамика восприятия повтора в музыкальном произведении (на материале остинатных форм композиторского творчества ХХ века): дис. … канд. искусствовед. Новосибирск, 2009. 241 с.
Выпуск: 9, 2014
Серия выпуска: Выпуск № 9
Рубрика: КОММУНИКАТИВНАЯ СТИЛИСТИКА ТЕКСТА
Страницы: 40 — 46
Скачиваний: 831