РОЛЬ ШЕКСПИРОВСКОГО ТЕАТРА В ФОРМИРОВАНИИ РУССКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ
Исследуется процесс зарождения шекспировской традиции в русской драматургии и влияние ее на принципы сюжетосложения и жанрообразования русской трагедии. Впервые к Шекспиру обращается основатель русской драматургической системы А. П. Сумароков и закладывает традицию ориентации русской исторической драмы на шекспировский театр. Исторический субстрат его трагедии «Димитрий Самозванец», формирование принципов художественного историзма, структурное взаимопроникновение жанровых канонов трагедии и комедии оказались ближе традициям не французского классицистического театра, а английской шекспировской драмы.
Ключевые слова: драматургия, трагедия, сюжет, эпоха Смутного времени, Сумароков, самозванец
Библиография:
1. Бочкарев В. А. Русская историческая драматургия последней трети XVIII века. Куйбышев: Куйбышевский гос. пед. ин-т, 1985. 107 с.
2. Сумароков А. П. Полное собрание сочинений в стихах и прозе: в 10 т. Изд. 20-е. М., 1787.
3. Шекспир и русская культура. М.; Л.: Наука, 1965. 823 с.
4. Вишневская И. Л. Аплодисменты в прошлое. А. П. Сумароков и его трагедии. М.: Изд-во Лит. ин-та им. А. М. Горького, 1996. 263 с.
5. Алексеев М. П. Первое знакомство с Шекспиром в России // Шекспир и русская культура. М.; Л., 1965. 230 с.
6. Стенник Ю. В. Драматургия русского классицизма. Трагедия // История русской драматургии. XVII – первая половина XIX в. Л.: Наука, 1982. С. 70–108.
7. Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. М.: Наука, 1974. 105 с.
8. Барг М. А. Шекспир и история. М.: Наука, 1979. 213 с.
9. Письмо Вольтера гр. Шувалову 1761 г. // Вольтер. Собр. соч.: в 3 т. М.: Литература, 1998. Т. 2. С. 566.
10. Вольтер. О «Семирамиде» // Эстетика. М.: Наука, 1974. 347 с.
11. Вольтер. Письмо 18 «О трагедии» // Философские сочинения: серия «Памятники философской мысли». М.: 1998. С. 76.
12. Булгаков А. С. Раннее знакомство с Шекспиром в России // Театральное наследие. Л.: Печатный двор; Ленинградская правда, 1934. Сб. 1. 279 с.
13. Екатерина II. Историческое представление из жизни Рюрика. Подражание Шакеспиру, без сохранения театральных обыкновенных правил // Полн. собр. соч.: в 2 т. СПб.: Родина, 1893. Т. 1. 245 с.
14. Макаренко Е. К. Карамзинские мотивы в трагедии Пушкина «Борис Годунов» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 8 (113). С. 98–101.
Выпуск: 7, 2014
Серия выпуска: Выпуск № 7
Рубрика: ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Страницы: 171 — 177
Скачиваний: 902