МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ РОССИИ
Статья посвящена исследованию моделей организации образовательного процесса в сельской школе как идеальному представлению о совокупности видов управленческой деятельности в области дидактической и воспитательной систем, ресурсного обеспечения и управления качеством образования. Был проведен анализ исторического контекста развития образования на селе, выявлены основные этапы развития организации образовательного процесса в рамках становления сельских ОУ России в XIX–XX вв. и соответствующих им моделей. Автором представлены историко-педагогические этапы становления моделей организации образовательного процесса в сельских школах России: 1) дореволюционный этап (конец XVIII – начало XX в.) – период зарождения, становления и развития образования на селе; 2) советский этап (1917–1991 гг.) – период унификации моделей организации образовательного процесса в сельских школах; 3) российский этап (1991 гг. – по настоящее время) – период становления типового и видового разнообразия сельских ОУ. В рамках выделенных историко-педагогических этапов был выявлен контекст развития сельской дореволюционной школы России, основу которого составляла совокупность авторских педагогических концепций, способствующих формированию различных исторических моделей организации образовательного процесса: идея народности (К. Д. Ушинский), свободного воспитания (Л. Н. Толстой), автономности педагогического процесса (П. Ф. Каптерев), бессословности, преемственности образовательного процесса (Н. И. Пирогов), функционирования современных сельских образовательных учреждений. Это позволило выявить и охарактеризовать вариативные модели организации образовательного процесса на селе: инвариантная модель (XIX в.), унификационная модель (XX в.); специфика вариативных моделей организации образовательного процесса и их эволюция в рамках исторических этапов становления образования на селе в России в ХIХ–ХХ вв.
Ключевые слова: модель организации, образовательный процесс, сельская школа, исторические этапы, социокультурный контекст, инвариантные компоненты
Библиография:
1. Гурьянова М. П. Теоретические основы модернизации сельской школы России: дис. … д-ра пед. наук. М., 2001. 412 с.
2. Сидоров С. В. Инновации в развитии сельской школы в России второй половины XVIII – начала XX века // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». Педагогика. Психология. 2010. № 2. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/2/Sidorov_Innovations/ (дата обращения: 25.06.2010).
3. Сартакова Е. Е. Тенденции реализации идей модернизации сельских муниципальных образовательных систем // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 12. С. 22–26.
Выпуск: 8, 2014
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: ПЕДАГОГИКА СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Страницы: 85 — 90
Скачиваний: 786