ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ В ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Статья является результатом анализа историко-педагогической литературы и архивных материалов, в котором впервые раскрываются особенности жизнедеятельности учреждений общественного призрения детей-сирот и организации их трудового воспитания в учреждениях общественного призрения в Енисейской губернии конца XIX – начала XX в. Определены специфические черты системы призрения в Енисейской губернии и особенности трудового воспитания детей-сирот.
Ключевые слова: трудовое воспитание, дети-сироты, система призрения, Енисейская губерния, конец XIX – начало XX в
Библиография:
1. История социальной педагогики / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Крав ченко. М.: Академия, 2005. 256 с.
2. Бибикова В. В. Становление единой трудовой школы в 20-е годы ХХ века в Приенисейской Сибири. Красноярск, 2008. 352 с.
3. Фирсов М. В. Трансверсальный подход в отечественной социальной педагогике и социальной работе // Педагогическое образование и наука. 2011. № 1. С. 15–21.
4. Ковалева М. Г. Учреждения социального призрения России в XIX – начале XX веков: дис. … канд. истор. наук. Белгород, 2006. 179 с.
5. Катцина Т. А. Общественное призрение в Енисейской губернии, 1822–1917 гг.: дис. … канд. истор. наук. Красноярск, 2002. 175 с.
6. Сиренко Ю. В. Развитие системы призрения и воспитания детей-сирот Уфимской губернии XIX – начала XX веков: дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2009. 251 с.
7. Боенкина Е. А. Психологические особенности социального сиротства в истории развития данного направления // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 6. С. 134–139.
8. Зеличенко Ю. Л. Этапы развития патронатного воспитания в России // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2006. Вып. 10. С. 89–91.
9. Шахманова А. Ш. Сиротство как социально-историческое явление // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 6. С. 63–68.
10. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Полн. собр. соч. М.: АПН, 1948. Т. 2. С. 333–361.
11. Водовозова Е. Н. «Господа дети…» Все для детей и ничего от детей // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX вв. М.: Педагогика, 1990. С. 370–378.
12. Шлегер Л. К. Практическая работа в детском саду. М., 1915. С. 6–80.
13. Стоюнин В. А. Педагогические сочинения // Хрестоматия по истории педагогики / под ред. С. А. Каменева, сост. Н. А. Желваков. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1936. 328 с.
14. Колокольникова З. У., Митросенко С. В., Басалаева Н. В. Психолого-педагогические аспекты сопровождения замещающей семьи. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2012. 144 с.
15. Асочаков А. С., Катцина Т. А. Специфика управления приказами общественного призрения в Восточной Сибири (последняя четверть XVIII – конец XIX вв.) // История, культура, общество: материалы Всерос. заочной науч. конф. Красноярск, 2004. С. 31.
16. Лобанова О. Б., Лукин В. А. Социально-экономические условия реформирования образования в Енисейской губернии конца XIX – начала ХХ вв. Красноярск: СибГТУ, 2009. 120 с.
17. Ким Е. В. Исторический опыт трудового воспитания и профессионального обучения детей-сирот. URL: http://rgu-penza.ru/mni/content/fi les/10_2_Kim.doc
18. МКУ «Архив города Енисейска». Фонд Р-6. Отчет о приходах и расходах денежных доходов Енисейской городской управы. О. 1, д. 38, л. 7, л. 14.
19. МКУ «Архив города Енисейска». Фонд Р-6. Вырезки из газеты «Красноярец» № 197 за 1907 год. О. 1д. 100, л. 5.
20. КГКУ «Государственный архив Красноярского края», Фонд 161. Сиропитательный дом. Т. И. Щеголевой. О. 1, д. 142, л. 47.
Выпуск: 3, 2014
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ
Страницы: 16 — 21
Скачиваний: 990