ВРЕМЯ И «ПРИКЛАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ»: К ВОПРОСУ О ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРЕДПОСЫЛКАХ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ С. И. ГЕССЕНА
Возможность утверждения «педагогика – это прикладная философия» основана на убеждениях в том, что философия – это наука; философия – это наука о ценностях; культура есть совокупность (система) трансцендентальных ценностей; между образованием и культурой имеется точное соответствие. В статье прослежена эволюция философской веры в эти утверждения и полемика российских представителей неокантианства и философии жизни по этим вопросам.
Ключевые слова: педагогика как прикладная философия, философия, наука, культура, ценности, неокантианство, философия жизни
Библиография:
1. Аристотель. Метафизика // Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1975. Т. 1. 549 с.
2. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 327–345.
3. Куликов С. Б., Дмитриенко В. А. Место философии образования в структуре социально-философского знания // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 8 (86). С. 159–161.
4. Мелик-Гайказян И. В. Диагностика memory-turn, или Биоэтическое измерение проблем профессионального образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 4 (119). С. 244–247.
5. Люрья Н. А. Демократические ценности и подготовка педагога в современном обществе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 2 (117). С. 216–221.
6. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
7. Трубецкой Е. Н. Государственная мистика и соблазн грядущего рабства (по поводу статей П. Б. Струве и Н. А. Бердяева) // Русская мысль. 1917. Январь. С. 60–121.
8. Степун Ф. А. Памяти Гессена С. И. // Портреты. СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. института, 1999. С. 294–298.
9. Степун Ф. А. Жизнь и творчество // Русские философы (конец XIX – середина XX века): антология. Вып. 2 / сост. С. Б. Неволин, Л. Г. Филонова. М.: Кн. палата, 1994. С. 140–184.
10. Седова Е. Е. Философско-педагогическая концепция С.И. Гессена. ERL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=214 (дата обращения 20.09.2013).
11. Лосский Н. О. История русской философии. М.: Академический проект, 2007. 551 с.
12. Гессен С. И. Мистика и метафизика // Логос. М.: Мусагет, 1910. Кн. 1. С. 118–156.
13. Пауль Наторп. Философия как основа педагогики // Избранные работы / сост. В. А. Куренной. М.: Территория будущего, 2006. С. 295–383.
14. Белый А. На рубеже двух столетий. Воспоминания: в 3 кн. М.: Художественная литература, 1989. Кн. 1. 543 с.
15. Коральник А. Пафос разума. О Германе Когене // Русская мысль. 1914. Кн. VI. С. 30–33.
16. Куш М. Победителю достается все: философия жизни и триумф феноменологии // Логос. 2004. № 3 (43). С. 167–200.
17. Бердяев Н. А. Воля к жизни и воля к культуре // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение / сост. П. В. Алексеев. М.: Политиздат, 1990. С. 73–84.
18. Рубинштейн М. М. Жизнепонимание – центральная задача философии // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение / сост. П.В. Алексеев. М.: Политиздат, 1990. С. 61–72.
19. Кравченко А. А. Карлфрид Грюндер о Давосе 1929. URL: http://www.utopiya.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=287:- 1929-&catid=47:-14&Itemid=140 (дата обращения: 20.09.2013).
20. Гессен С. И. Философия наказания // Логос. М.: Мусагет, 1912–1913. Кн.1, 2. С. 183–232.
21. Гессен С. И. Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» Достоевского // Современные записки. Париж, 1928. Т. 35. С. 308–338.
22. Сафрански Р. Хайдеггер: германский мастер и его время / пер. с нем. Т. А. Баскаковой при участии В. А. Брун-Цехового; вступ. ст. В. В. Бибихина. 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 2005. 614 с.
23. Аржаковский А. А. Журнал «Путь» (1925–1940): поколение русских религиозных мыслителей в эмиграции. Киев: Феникс, 2000. 656 с.
Выпуск: 9, 2013
Серия выпуска: Выпуск № 9
Рубрика: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Страницы: 222 — 228
Скачиваний: 1067