СТРУКТУРНО-УРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
На основе обзора подходов к пониманию активности и учебной активности в психолого-педагогической науке конкретизируется понятие «учебная активность студентов», выделяются ее структурные компоненты и показатели, описываются уровни развития: уровень наименьших усилий, реактивно-исполнительный, активно-исполнительный, продуктивно-целевой, личностно-смысловой.
Ключевые слова: виды активности, учебная активность студентов, структура, показатели, уровни
Библиография:
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 479 с.
2. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 512 с.
3. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. С. 10–14.
4. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. 367 с.
5. Брушлинский А. В. Проблема психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994. 109 с.
6. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
7. Дорфман Л. Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993. 250 с.
8. Конопкин О. А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 5–12.
9. Немов Р. С. Сверхнормативная активность как выражение активной социальной позиции коллектива // Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 94–101.
10. Дусавицкий А. К. Активность личности и коллектива как развивающаяся система // Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 6. С. 75–84.
11. Хван А. А. Проблема инновационной активности субъекта: теоретические и прикладные аспекты // Педагогическое образование и наука. 2003. № 1. С. 61–64.
12. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. 452 с.
13. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1984. 444 с.
14. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 5–19.
15. Барам Д. П. Типологизация учебной активности старшеклассников // Вопросы психологии. 1984. № 2. С. 61–65.
16. Бодунов М. В. Структура формально-динамических особенностей активности личности // Вопросы психологии. 1977. № 5. С. 129–134.
17. Кадыров Б. Р. Уровень активации и некоторые динамические характеристики психологической активности // Вопросы психологии. 1976. № 4. С. 133–138.
18. Крупнов А. И. Динамические черты активности и эмоциональности как основные характеристики темперамента // Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека. Свердловск: Изд-во СГПИ, 1989. С. 3–14.
19. Лейтес Н. С. О психофизиологических основах активности личности // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск: Изд-во Свердловского пед. ин-та, 1975. С. 14–35.
20. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. 336 с.
21. Орлов В. И. Активность и самостоятельность учащихся в обучении // Специалист. 2002. № 5. С. 29–31.
22. Вагин Ю. А. Диалектика учебной активности // Народное образование. № 5. С. 92–98.
23. Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся в начальной школе // Вопросы психологии. 1984. № 5. С. 36–41.
24. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 5–18.
25. Волочков А. А. Активность субъекта как фактор психического развития (гипотезы, модели, факты) // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 3. С. 22–31.
26. Волочков А. А. Учебная активность: понятие, структура, измерение // Образование и наука. Известия Уральского научно-образоват. центра РАН. 2000. № 4 (6). С. 97–114.
27. Волочков А. А., Вяткин Б. А. Индивидуальный стиль активности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1999. № 5. С. 10–21.
28. Бархаев Б. П., Сыромятников И. В. От учебной деятельности к субъектному подходу // Инновации в образовании. 2003. № 2. С. 21–39.
29. Кулеш Е. В. Субъектная активность как фактор развития самоуправления педагога в современной информационно-образовательной среде // Психология обучения. 2013. № 5. С. 8–85.
30. Романова Н. И. О развитии познавательной активности подростков в современной школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2007. Вып. 10. № 73. С. 113–115.
31. Фелистович О. А. Сензитивность младшего школьного возраста для формирования творческой активности // Психология обучения. 2011. № 9. С. 30–43.
32. Цукерман Г. А., Суховерша Ю. И. Поисковая активность в учебной деятельности // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 25–39.
33. Шабаловская М. В. Роль ментальности в развитии произвольной активности личности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2007. Вып. 10. № 73. С. 64–67.
Выпуск: 1, 2014
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 27 — 35
Скачиваний: 982