ВЛИЯНИЕ ТИПА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА СТАНОВЛЕНИЕ СМЫСЛОВОГО СОЗНАНИЯ НА РАННЕМ ЭТАПЕ ОНТОГЕНЕЗА
Рассматривается вопрос влияния типа образовательной среды на становление смыслового сознания. Одной из важных характеристик образовательной среды является тип взаимоотношений взрослого и ребенка, среди которых выделены закрытый, открытый, смешанный. Показано, что тип образовательной среды оказывает влияние на становление ряда личностных особенностей детей (полнота восприятия ситуаций, оценивание поведения других, децентрация, готовность к взаимодействию). В качестве значимой характеристики среды выступает открытость.
Ключевые слова: образовательная среда, коммуникативное пространство, открытость, смысловое сознание, решение задач на смысл
Библиография:
1. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: ТГУ, 2005. 172 с.
2. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребенка: содержание, признаки, результаты // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 198–201.
3. Вершинина Л. В., Казанцева О. Н. Исследование психологической готовности воспитателей ДОУ к личностно ориентированному взаимодействию с детьми // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 10 (112). С. 94–97.
4. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд. испр. и доп. М.: Смысл, 2003. 487 с.
5. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. М.: ВЛАДОС, 2003. 160 с.
6. Краснорядцева О. М., Файзуллаева Е. Д. Психолого-образовательные возможности развития рефлексивности в старшем дошкольном возрасте // Сибирский психологический журнал (Siberian psychological magazine). 2010. № 37. С. 76–82.
7. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 366 с.
Выпуск: 6, 2013
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ, ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Страницы: 157 — 163
Скачиваний: 936