СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО И ИХ ДИНАМИКА НА ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Представлены результаты исследования структурно-содержательных характеристик образа профессионального будущего у студентов медицинских специальностей. Определены специфичные для каждого этапа вузовского образования (I курс, III курс, VI курс) доминирующие в образе профессионального будущего смысловые категории. Показана трансформация в содержании образа профессионального будущего студентов в процессе вузовского обучения. Раскрыто содержание эмоционального и деятельностного компонентов образа профессионального будущего студентов с учетом этапов профессионального развития. Выявлены значимые профессиональные качества, качества-ресурсы и качества-потенциалы в личностно-профессиональном становлении студентов, специфичные для респондентов каждого курса.
Ключевые слова: образ профессионального будущего, эмоциональный и деятельностный компоненты образа профессионального будущего, смыслообразующие мотивы, профессиональные качества, студенты медицинских специальностей
Библиография:
1. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
2. Выготский Л. С. История развития психических функций // Собр. соч.: в 6 т. М.: Наука, 1982. Т. 3. С. 7–314.
3. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. № 1. Т. 21. С. 15–25.
4. Леонтьев Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57–65.
5. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996. 200 с.
6. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3–19.
7. Быкова Е. Б. Образ будущего в картине мира и Я-концепция личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2003. 23 с.
8. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. М.: Смысл, 2008. 267 с.
9. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. 608 с.
10. Алексеева Л. Ф., Шабаловская М. В. Связь характеристик ментальности с произвольной активностью личности в юношеском возрасте на начальном этапе профессионального становления // Российский научный журнал. 2011. № 1 (20). С. 102–108.
11. Бохан Т. Г., Козлова Н. В. Теоретическое осмысление возможностей психологической экспертизы инновационных процессов в образовании // Сибирский психологический журнал. 2003. Вып. 12. С. 126–129.
12. Войтюк Д. К. Влияние рефлексии на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2004.
13. Деркач A. A. Акмеологические основы развития профессионализма. М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 752 с.
14. Зинченко В. П. Образ и деятельность. М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1997. 608 с.
15. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995. 223 с.
16. Кунц Л. И. Профессиональная направленность как фактор формирования образа будущей профессиональной деятельности личности: на материале студентов-психологов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2005. 24 с.
17. Любимова Г. Ю. «Внутренняя картина» процесса профессионального становления психологов // Вестник МГУ. 2001. № 4. С. 48–56.
18. Петрова В. Н. Коммуникативная природа образа будущего. Томск: ТМЛ-Пресс, 2010. 210 с.
19. Поддубная Т. К. Становление целостности образа «Я» личности в процессе профессионализации в вузе // Журнал прикладной психологии. 2004. № 4–5. С. 11–20.
20. Прусова Э. В. Проблема взаимосвязи образа будущего личности с удовлетворенностью профессиональным выбором в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2006. 24 с.
21. Жигинас Н. В. Кризис идентичности студентов в свете проблемы психического здоровья // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 4 (82). С. 61–65.
22. Жигинас Н. В., Сидоренко Ю. В. Профессионализация и стабилизация психического здоровья выпускников педагогического вуза как основа интеграции качественного образования на современном этапе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 2 (80). С. 128–131.
Выпуск: 5, 2013
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 182 — 188
Скачиваний: 929