ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ВЕРБАЛЬНЫХ ТЕСТОВ В ДИАГНОСТИКЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Представлены результаты исследования пространственного и вербального компонентов мышления первоклассников в их взаимосвязи с успешностью освоения школьных навыков. Наиболее чувствительными к различным трудностям обучения оказались тесты пространственного мышления. Вербальные тесты могут дать дополнительную информацию для построения прогноза о возникновении трудностей чтения.
Ключевые слова: пространственное мышление, вербальное мышление, навык письма, навык счета, навык чтения, трудности обучения, прогностические возможности тестов
Библиография:
1. Ахметова Л. В. Продуктивность мышления в аспекте индивидуальных особенностей структурной организации когнитивной сферы личности учащихся // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 2 (53). С. 34–39. URL: http://vestnik.tspu.ru/files/PDF/articles/ahmetova_l._v._34_39_1_52_2006.pdf
2. Корашвили Н. Ш. Влияние особенностей зрительного восприятия на овладение графической деятельностью детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста: дис. … канд. психол. наук. М., 2009. 221 с.
3. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2006. 384 с.
4. Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: методическое руководство. СПб.: ГП «ИМАТОН», 1999. 184 с.
5. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер, 2000. 528 с.
6. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: Питер, 2008. 320 с.
7. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Изд-во «Просвещение», 1964. 303 с.
8. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: Речь, 2003. 330 с.
9. Галкина О. И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 100 с.
10. Истратова О. Н., Широкова Г. А., Эксакусто Т. В. Большая книга детского психолога. Изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 568 с.
11. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие. 2-е изд. М.: Генезис, 2008. 474 с.
Выпуск: 5, 2013
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 149 — 154
Скачиваний: 922