УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье анализируются проблемы, связанные с формированием субъектности обучаемых. Априори принято считать, что формирование субъектности осуществляется в образовательном процессе посредством субъект-субъектного взаимодействия. В работе делается краткий анализ субъект-объектных, субъектсубъектных, объект-субъектных и объект-объектных способов реализации образовательного процесса, осмысливаются их основные проявления, что позволяет выявить характеристики субъектности через понятия «объект» и «субъект». Приводятся результаты пилотажного исследования портрета современного педагога глазами студентов, что позволяет констатировать несформированную субъектность обучаемых. На основе представленных исследований определяются условия, необходимые в образовательном учреждении для формирования субъектности студентов.
Ключевые слова: субъект, объект, субъектность, самоотношение
Библиография:
1. Грот Н. Я. Значение чувства в познаниях и деятельности человека // Философия и ее общие задачи. СПб., 1904. С. 162–194.
2. Басов М. Я. Общие основы педологии. СПб.: Алетейя, 2007.
3. Бариев П. Т. Конструирование субъектности в педагогическом дисскурсе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2004. 20 с.
4. Волкова Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1998. 50 с.
5. Еремеева О. А., Котельникова И. М. Источники и условия развития субъектност и личности // Успехи современного естествознания. 2009. № 6. С. 79–80.
6. Дмитриева Л. Д. Диалогический подход к формированию психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию: автореф. дис. … д-ра психол. наук. Самара, 2011. 37 с.
7. Горских Я. В., Качалов Н. А. Субъект-субъектные отношения как основа профессионально-личностного развития специалиста // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 5 (83). С. 57–60.
8. Орлов А. Б. Перспективы гуманизации обучения // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 142–146.
9. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.
10. Ищенко А. Р., Кочеткова Т. Н. Здоровье как междисциплинарный предмет исследования // Гуманитарные проблемы современности: человек и общество: монография. Новосибирск: Изд-во «СИБПРИНТ», 2011. Кн. 15. С. 71–87.
11. Житенев А. А., Фролова А. В., Попова М. К. Современный учитель: автопортрет // Вестник ВГУ. 2010. № 2. С. 61–65.
12. Ольховая Т. А. Становление субъектности студентов как параметр качества современного университетского образования // Эл. науч. изд. «Аксиология и инноватика образования». С. 69–76. URL: http://www.orenport.ru/axiology/docs/14/8.pdf
13. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.
Выпуск: 6, 2012
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 185 — 190
Скачиваний: 1041