КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Определены границы применимости основных подходов для понимания социокультурных последствий инновационных процессов. Концептуальными основаниями моделей оптимального управления высокими технологиями являются информационно-синергетический и целостный подходы. Информационно-синергетический подход оптимален для понимания структуры и специфики воздействия феномена Hi-Tech, а целостный – для определения сути негативных культурных и антропологических последствий. Представлены отдельные результаты выполнения проекта РФФИ № 10–06–00313 «Аттрактивный менеджмент: методологические принципы управления динамикой сложных систем».
Ключевые слова: Hi-Tech, Hi-Hume, системный подход, постнеклассическая методология, информационно-синергетический подход, целостный подход, концептуальные модели, культура, социокультурные системы, процесс
Библиография:
1. Модификация человека. Научные, технологические и моральные границы. Круглый стол журнала «Человек» в рамках конференции «Конструирование человека» // Человек. 2008. № 1. С. 108–131; № 2. С. 110–121.
2. Элентух И. П. О границах системных исследований культуры // Системы и модели: границы интерпретаций: сб. тр. Всеросс. науч. конф. с междунар. участием (г. Томск, 6–10 ноября 2007 г.). Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. С. 231–234.
3. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. О семиотическом механизме культуры // Семиосфера / Лотман Ю. М. СПб., 2001. С. 485–503.
4. Степин В. С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. М.: Прогресс – Традиция, 2000. 743 с.
5. Мелик-Гайказян И. В. Информационные процессы и реальность. М.: Наука; Физматлит, 1998. 192 с.
6. Миф, мечта, реальность: постнеклассические измерения пространства культуры / под ред. И. В. Мелик-Гайказян. М.: Научный мир, 2004. 256 с.
7. Лукьянова Н. А., Мелик-Гайказян И. В. Структура коммуникативного пространства культуры // Системные исследования культуры. 2008. СПб.: Алетейя, 2009. С. 306–327
8. Мелик-Гайказян И. В., Роготнева Е. Н. Аксиология моделирования образовательных систем. Томск: Изд-во ТГПУ, 2008. 188 с.
9. Жукова Е. А. Hi-Tech: феномен, функции, формы / под ред. И. В. Мелик-Гайказян. Томск: Изд-во ТГПУ, 2007. 376 с.
10. Мелик-Гайказян И. В. Концептуальная модель диагностики технологий информационного общества // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 5. С. 42–51.
11. Матвеева О. Ю., Мелик-Гайказян И. В. Путешествие как оператор культуры // Системные исследования культуры. 2008. СПб.: Алетейя, 2009. С. 556–572.
12. Сагатовский В. Н. Соотношение повторяющегося и неповторимого – основная проблема гуманитарной методологии // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI в. СПб.: Санкт-Петербург. философское общество, 2001. Вып. 12. С. 115–119.
13. Бахтин М. М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 361–373; 409–412.
14. Жукова Е. А. Человек в плену Hi-Hume // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 11 (74).
С. 29–35.
15. Мелик-Гайказян И. В., Жукова Е. А. Философские проблемы технологий и феномен Hi-Tech // Философия математики и технических наук. М.: Академ. проект, 2006. С. 557–586.
16. Жукова Е. А. Проблема классификации высоких технологий // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2008. Вып. 1 (75). С. 35–46.
17. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика: нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М.: КомКнига, 2007. 272 с.
18. Занг В.-Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории. М.: Мир, 1999. 335 с.
19. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999. 408 с.
20. Петерс Э. Хаос и порядок на рынках капитала. Новый аналитический взгляд на циклы, цены и изменчивость рынка. М.: Мир, 2000. 336 с.
21. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты – предприятия – государство. Инновации в действии. Томск: Изд-во ТУСУР, 2010. 238 с.
22. Жукова Е. А. Вызов высоких технологий содержанию образования // Высшее образование в России. 2008. № 9. С. 94–98.
23. Любимцева С. Информационно-коммуникационные технологии в общественном производстве // Экономист. 2006. № 4.
24. Мелик-Гайказян И. В. Идея процесса и проблема измерения // Философия и эпистемология науки. 2009. № 2. С. 127–142.
25. Акофф Р., Гринберг Д. Преобразование образования. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. 196.
Выпуск: 4, 2012
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
Страницы: 214 — 220
Скачиваний: 948