МЕТАФОРЫ БАЛАГАНА В НАРРАТИВНОЙ СТРУКТУРЕ РУССКИХ РОМАНОВ 1920–1930-Х ГОДОВ
На материале романов Ю. Олеши, В. Набокова, К. Вагинова, Л. Добычина рассматриваются функции балаганных метафор в структуре нарратива. Интерпретируются такие приемы, как визуализация повествования, включение в сюжет эпизодов посещения персонажами театра, кинематографа, цирка. В работе делается попытка сопоставления вариантов концепции мира балагана в текстах, принадлежащих к разным литературным направлениям.
Библиография:
1. Хренов Н. Кино. Реабилитация архетипической реальности. М.: «Аграф», 2006.
2. Головчинер В. Е. Эстетика примитива как направление поисков в русской литературе ХХ века // Русская литература ХХ-ХХI вв.: проблемы теории и методологии изучения. Мат-лы междунар. науч. конф. 10–11 ноября 2004 г. / Ред.-сост. С. И. Кормилов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. С. 16–20.
3. Буренина О. Символистский абсурд и его традиции в русской литературе и культуре первой половины ХХ века. СПб: Алетейя, 2005.
4. Шевченко Е. С. Эстетика балагана в русской драматургии 1900–1930-х годов. Самара: Самарский научный центр РАН, 2010.
5. Об этом см. Лощилов И. Е. Застежка Олехновича: Л. Добычин и русский космизм // Философия космизма и русская культура: Мат-лы междунар. науч. конф. «Космизм и русская литература». Белград, 2004. С. 229–235.
6. Булгаков М. Театральный роман / Булгаков М. Избранная проза. М.: Сов. Россия, 1983. С. 246–382.
7. Набоков В. Приглашение на казнь / Набоков В. Избранные произведения. М.: Сов. Россия, 1989. С. 171–300.
8. Вагинов К. Полное собрание сочинений в прозе. СПб: Академический проект, 1999.
9. Фрейденберг О. М. Мим / Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М.: Восточная литература РАН, 1998. С. 287–328.
10. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры. М., 2003.
11. О способах взаимодействия смеховых традиций и авторского новаторства в модернистской драматургии говорится, например, в следующих работах: Щеглов Ю. К. Конструктивистский балаган Н. Эрдмана // НЛО,1998. № 33. С. 118–160.; Баранова К. В. Карнавализация в пьесе Н. Эрдмана «Мандат» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та, 2009. Вып.4. С. 82.
12. Блок А. Собр. соч.: в 8 т. Т. 8. М.–Л.: ГИХЛ, 1960–1963.
13. Об особенностях комического в романе «Зависть» см.: Жиличева Г. А. Природа художественности романа Ю. Олеши «Зависть» // Сибирский филологический журнал. Барнаул–Кемерово–Новосибирск–Томск, 2004. № 3–4. С. 18–26.
14. Олеша Ю. Зависть. М.: Вагриус, 1999.
15. Набоков В. Защита Лужина / Набоков В. Собр. соч.: в 4-х т. Т. 2. М.: Правда, 1990. С. 5–155.
16. Смирнов И. П. Видеоряд. Историческая семантика кино. Издат. дом «Петрополис». СПб., 2009.
17. Добычин Л. Город Эн / Проза 1920–1940-х гг. В 3-х т. Т. 2. М.: Слово, 2001. С. 719–795.
Выпуск: 7, 2011
Серия выпуска: Выпуск № 7
Рубрика: КОМИЧЕСКОЕ В СИСТЕМНЫХ ПРОЯВЛЕНИЯХ
Страницы: 65 — 69
Скачиваний: 996