Теоретико-методологические основания развития и сохранения здоровья личности в системе непрерывного образования
Представлены выявленные в процессе анализа философской и психолого-педагогической и др. литературы, теоретико-методологические основания развития личности и сохранения ее здоровья в системе непрерывного образования, предусматривающие реализацию в образовательном процессе: антропоцентрического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного системного психолого-педагогического (психодидактического) подходов; принципов единства сознания и деятельности, единства сознания, личности и деятельности, принципов здоровьесбережения; педагогически обоснованного комплекса деятельностей и общения, который обеспечивал бы активное взаимодействие развивающейся личности с ее социальным окружением; трех взаимосвязанных составляющих процесса развития человека – социализацию, индивидуализацию, персонализацию; самопознание обучающимися своих индивидуально-психологических особенностей, что является основанием их самовоспитания и саморазвития.
Ключевые слова: антропоцентрический, системный, личностно-ориентированный, системный психолого-педагогический подходы, принципы развития личности, принципы здоровьесбережения.
Библиография:
1. Многомерный образ человека: Комплексное междисциплинарное исследование человека.- М.: Наука, 2001.
2. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. – М., 1953.
3. Франк С.Д. Духовные основы общества. – М.: Республика, 1992.
4. Франкл В. Человек в поисках смысла / Под ред. Л.Я.Гозмана и Д.А.Леонтьева. – М.: Прогресс, 1990.
5. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.
6. Каган М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа).– М.: Политиздат, 1974. 328 с.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л: ЛГУ, 1996. 338 с.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М: Полититздат, 1977. 604 с.
9. Рубинштейн С.Л Основы общей психологии. М: Педагогика, 1946. 704 с.
10. Абульханова-Славская К.А Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М: Наука, 1981. С.!9 – 44.
11. Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы //Психология формирования и развития личности. – М.: Наука, 1980. С. 3 – 19.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.– М.: Просвещение, 1968. 464 с.
13. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М: Мысль, 1979. 230 с.
14.Додонов Б.И. Эмоциональные типы, типичность и гармоническое развитие личности /Вопросы психологии, 1978. № 3. С 21 – 31.
15. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе //Под ред. А. Коссаковского и др. Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1981, - 224 с.
16. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М: Наука, 1991. 297 с.
17. Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы.– М.: Изд-во МГУ, 1986. – 303 с.
18. Платонов К.К.Структура и развитие личности. М: Наука, 1986. 254 с.
19. Соколова И.Ю. Психологическое обеспечение качества образовательного процесса. Томск: ТГПУ, 2006. 308 с.
20. Соколова И.Ю. Мониторинг качества образования как средство развития личности /Образование в Сибири, 2002. № 1. С. 42 – 49.
21. Казначеев С.В. К вопросу формирования стратегии междисциплинарного изучения здоровья человека / Материалы региональной научно-практической конференции «Интегральный подход к формированию здоровья человека»- Новосибирск, 2000, С. 6 – 8.
22. Терехина Л.А. О формировании культуры здоровья в образовательном процессе вуза / Сб трудов У Всероссийской конференции студентов, аспирантов, молодых ученых.Томск: ТГПУ, 2003.
23. Соколова И.Ю., Терехина Л.А.Принципы здоровьесбережения как основа формирования культуры здоровья субъектов образовательного процесса вуза /Сб. трудов Всероссийской конф.«Модернизация послевузовского образования».–Томск:Изд-во ТГПУ,2006. С.35–38.
24. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг, обучение здоровье. М: Просвещение, 1989. 240 с.
25. Соколова И.Ю. Потенциальные возможности личности и их развитие в системе непрерывного образования // Социальный психолог. Выпуск 2 (16), 2008. С.93 – 97 .
26. Богданова О.В. Теоретическое обоснование и технология экономической подготовки студентов технического вуза. – Томск /ТГПУ, 2005. – 19 с.
27. Никифорова И.Г. Организационно-методическая система развития профессиональных способностей студентов-менеджеров /Дис.канд.пед.наук. - Томск, 2003.–186 с.
28. Салосина И.В. Формирование профессиональной текстовой компетентности будущих педагогов в вузе / Автореф. дис. канд. пед. наук. – Томск/ ТГПУ, 2007. – 22 с.
29. Степанченко Ю.В. Подготовка педагогов к формированию у школьников естественнонаучного знания на основе биосфероцентрического подхода /Автореф. дис. канд. пед. наук. – Томск / ТГПУ, 2007. – 22 с.
Выпуск: 6, 2011
Серия выпуска: .
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Страницы: 169 — 175
Скачиваний: 898