Структурно-уровневая концепция психической адаптации
В статье представлена модель психической адаптации/ дезадаптации, объединяющая уже известные в данной теме теории на основе структурно-уровневой концепции функционирования психики. На основе данной структурно-уровневой концепции выделены базовые характеристики, обеспечивающие психическую адаптацию на высокой уровне. Данный подход позволяет исследовать психическую адаптацию на донозологическом уровне возникновения отклонений от нормы психического здоровья. Данная модель может быть использована в мониторингах образовательных систем.
Ключевые слова: психическое здоровье, структурно-уровневая концепция психики, адаптация (психологическая, психофизиологическая, социальная, психическая), утомление, дезадаптация.
Библиография:
1. Сухарев, А.Г. Научные основы концепции укрепления здоровья детей и подростков / А.Г. Сухарев // Гигиена и санитария. - 2000.- №3.-С.43-44.
2. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский. - М., 1993.
3. Березин, Ф.В. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.В. Березин. - Ленинград,1988.
4. Семке, В.Я. Превентивная психиатрия / В.Я. Семке . - Томск, 1999. –403 с
5. Шувалов, А.В. Интерсубъективные условия психологического здоровья детей: Автореф. дис… канд.псих.наук / А.В. Шувалов.- М., 2000. –26 с.
6. Хамаганова, Т.Г., Крылов Д.Н., Даниленко О.В., Семке С.Б. Проблемы профилактики нарушений психического здоровья школьников / Т.Г. Хамаганова, Д.Н. Крылов, О.В Даниленко, С.Б Семке // Гигиена и санитария.-2000.-№1.-С.71-73.
7. Куликов, В.П. Трехмерная модель здоровья / В.П. Куликов // Валеология.- 2001.-№1.-С.15-21.
8. Ямбург, Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (теоретические основы и практическая реализация) / Е.А. Ямбург. – М., 1997. –352 с.
9. Антропова, М.В. Дифференцированное обучение: педагогическая и физиолого-гигиеническая оценка / М.В. Антропова, Г.Г. Манке, Л.М. Кузнецова, Г.В. Бородкина // Педагогика. 1992.-№9-10.-С. 23-28.
10. Лакосина, Н.Д., Трунов М.М. Неврозы, невротическое развитие личности и психопатии: Клиника и лечение / Н.Д. Лакосина, М.М. Трунов. – М., 1994, 192 с.
11. Рогов, Е.И. Настольная книга школьного психолога в образовании: Учебное пособие / Е. И. Рогов. - М., 1995. – 524 с.
12. Дубровина, И.В. Психическое здоровье детей и подростков / И.В. Дубровина. - Екатеринбург, 2000.
13. Братченко, С.Л. Гуманитарная экспертиза в образовании: критерии личностного роста / С.Л. Братченко // Школьные технологии.-2001.-№2.-С.179-196.
14. Физиолого-гигиенические аспекты учебной нагрузки старшеклассников: Сб.науч.тр. / Редкол.: В.И.Козлов и М.В. Антропова и др. - М., 1986.- С.187.
15. Сухарева, Л.М. Современная гигиена детей и подростков в свете трудов С.М. Громбаха / Л.М. Сухарева // Гигиена и санитария.-2000.-№3.-С. 38- 42.
16. Роговин, М.С. Структурно-уровневые теории в психологии / М.С. Роговин . – Ярославль, 1979. – 79 с.
17. Залевский Г.В. Открытые и закрытые образовательные системы: экспертные основания для различения./ Экспертиза инновационных процессов в образовании./ Под ред. Прозументовой Г.Н., кн.2. - Томск, 1999, с. 33-46.
18. Вассерман Л.И., Беребин М.А., Косенков Н.И. О системном подходе в оценке психической адаптации // Обозр. психиатр, и мед. психологии им. В.М. Бехтерева.- 1994.- № 3.- С. 6-25.
19. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
20. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.,1999.
21. Залевский Г.В., Галажинский Э.В., Бохан Т.Г. Психическая ригидность как фактор дезадаптации учащихся младших классов: диагностика, коррекция, профилактика. - Томск, 1999,128 с.
Выпуск: 6, 2011
Серия выпуска: .
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Страницы: 161 — 164
Скачиваний: 1467