РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ НАРОДНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Одной из значимых идей в отечественном образовании является идея народности. Сформировавшись в середине XIX в., она сохраняет актуальность и по сей день. Обращение к идее народности призвано воспитать личность, уважающую культурные особенности разных народов, способной жить в динамично развивающемся многоликом мире. Предлагаемая статья раскрывает исторические особенности формирования идеи народности и опыт ее реализации в современной школе.
Ключевые слова: Одной из значимых идей в отечественном образовании является идея народности. Сформировавшись в се- редине XIX в., она сохраняет актуальность и по сей день. Обращение к идее народности призвано воспитать личность, уважающую культурные особенности разных на
Библиография:
1. Ушинский К. Д. Избранные педагогические соч. в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1974. 584 с.
2. Ушинский К. Д. Избранные педагогические соч. в 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1974. 440 с.
3. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1953. 442 с.
4. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд. АПН РСФСР, 1952. 700 с.
5. Белинский В. Г., Герцен А. И., Чернышевский Н. Г., Добролюбов Н. А. Педагогическое наследие / сост. А. Ф. Смирнов. М.: Педагогика, 1987. 400 с.
6. Сорока-Росинский В. Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991. 240 с.
7. Волков Г. Н. Этнопедагогика / под ред. И. Т. Огородникова. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1974. 341 с.
8. Бондаревская Е. В., Пивненко П. П. Ценностно-смысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы // Педагогика, 2002. С. 52–64.
9. Бим-Бад Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком // Педагогика. 1996. № 5. С. 3–9.
10. Возвращение к истокам: народное искусство и детское творчество: учеб.-метод. пособие / под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Петровской. М.: Гуманит. издат. центр «ВЛАДОС», 2000. 272 с.
11. Новицкая М. Ю. Комплекс программ «Наследие». М.: Гуманит. издат. центр «ВЛАДОС», 2003. 368 с.
12. Громыко М. М., Буганов А. В. О воззрениях русского народа. М.: Паломник, 2000. 543 с.
13. Тюников Ю. С., Хасанов Г. Ф., Харисов Ф. Ф. Национальное самосознание: сущность и принципы формирования. Казань: Татар. кн. изд-во, 1994. 325 с.
14. Палаткина Г. В. Особенности развития национального самосознания // Мат-лы XX Междунар. науч.-практ. конф. «Реальность этноса. Образование и гуманитарные технологии интеграции этнической, этнорегиональной и гражданской идентичности». СПб.: Астерион, 2008. Ч. 1. С. 90–95.
15. Бережнова Л. Н., Набок И. Л., Щеглов В. И. Этнопедагогика: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 240 с.
16. Багдасарова А. Б. Этническая и гражданская идентичность: образовательный контекст // Там же. С. 34–39.
17. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: учеб. для вузов; 4-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2008. 368 с.
18. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 389 с.
19. Палаткина Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика. 2002. № 5. С. 41–47.
20. Малякова Н. С., Новицкая М. Ю. Опыт создания школы с этнокультурным компонентом // Опыт воспитания: педагогические странствия по регионам России / ред.-сост. Б. З. Вульфов. М.: Образоват.-издат. «Арманов-центр», 2008. С. 21–29.
21. Желдыбаева Б. С. Организация познавательной деятельности учащихся на основе этнопедагогики – залог разностороннего развития их личности // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2008. Вып. 3. С. 8–11.
22. Костюкова Т. А. Проектирование содержания историко-педагогического образования в контексте традиционных российских духовных ценностей // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2005. Вып. 2. С. 145–148.
23. Малиновская С. М., Малиновский И. В. Содержание этнокультурного образования народностей Севера // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2004. Вып. 5. С. 147–151.
24. Малиновская С. М. Развитие идей этнопедагогики в историческом контексте // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2006. Вып. 10. С. 99–102.
25. Малиновская С. М. Концептуальные основания этнокультурного образования // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 1. С. 59–64.
26. Малиновская С. М. Развитие идеи этнокультурной компетентности учителя национальной школы // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. 2009. Вып. 6. С. 45–48.
Выпуск: 1, 2011
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 32 — 37
Скачиваний: 1147