РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ДЕФИЦИТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Представлена сущностная характеристика компетентностного подхода как формирующейся парадигмы высшего образования в России. Приведены данные эмпирического исследования, отражающие наиболее развитые компетенции в структуре педагогической деятельности преподавателей Томского политехнического университета. Обозначены дефициты методической готовности преподавателей высшей школы к реализации компетентностного подхода и предложены способы устранения этих дефицитов.
Ключевые слова: компетентностный подход, высшее профессиональное образование, профессиональные компетенции преподавателя высшей школы, методические дефициты преподавателя.
Библиография:
1. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3–13.
2. Инновационное обучение: стратегия и практика: мат-лы I науч.-практ. семин. психологов и организаторов образования / под ред. В. Я. Ляудис. М., 1994. 203 с.
3. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / под ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2005. 258 с.
4. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 37–42.
5. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 23–29.
6. Эллис А., Фоутс Д. Педагогические инновации. Кострома: КОИПКРО, 1999. 189 с.
7. Колер Ю. Обеспечение качества, аккредитация и признание квалификаций как контрольные механизмы европейского пространства высшего образования // Высшее образование в Европе. 2003. № 3. С. 51–58.
8. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М.: Высшая школа, 1999. 251 с.
9. Андреев А. В. Знания или компетенции // Высшее образование в России. 2005. № 2. С. 3–11.
10. Савельев А. Инновационное высшее образование // Высшее образование в России. 2001. № 6. С. 42–45.
11. Ахметова Д., Гурье Л. Преподаватель вуза и инновационные технологии // Там же. № 4. С. 138–144.
12. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
13. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе использования исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 с.
14. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 1999. 224 с.
15. Петрова О. Е., Сивицкая Л. А. Роль личности преподавателя при реализации парадигмы соучастия в образовательном процессе // Матлы III регион. межвуз. науч.-практ. конф. «Воспитание в условиях вузовского социума». М.: Изд-во ТПУ, 2002. Вып. 1. С. 226–229.
16. Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1989.
17. Козлова Н. В. и др. Инновационные образовательные технологии как условие развития профессиональных компетенций преподавателей высшей школы // Изв. Томского политехн. ун-та. Томск: Изд-во ТПУ, 2007. Т. 309. № 4. С. 240–243.
18. Смышляева Л. Г. Технологии компетентностно-ориентированного образования взрослых. Томск: Изд-во Том. политехн. ун-та, 2009. 212 с.
19. Смышляева Л. Г., Яковлева А. Г. Реализация компетентностно-ориентированных образовательных программ: особенности оценки результативности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2009. № 8. С. 23–27.
Выпуск: 12, 2010
Серия выпуска: Выпуск № 12
Рубрика: ПЕДАГОГИКА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Страницы: 52 — 55
Скачиваний: 1373