МАТЕРИНСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ И ЕЕ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Депривация означает лишение или ограничение (недостаток) возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. Депривированная симптоматика у детей-сирот включает в себя фактически весь спектр психических отклонений – от легких до грубых нарушений развития интеллекта и характера. Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося в депривационных условиях, происходит на четырех уровнях: сенсорном, когнитивном, эмоциональном, социальном. Конечно, в чистом виде каждый из них можно выделить только в специальных экспериментах, а в жизни они существуют в достаточно сложном переплетении.
Ключевые слова: материнская депривация, депривационная ситуация, депривационный опыт, уровни депривации, развитие личности, дети-сироты, привязанность
Библиография:
1. Семёнов Р. П. Материнская депривация. М.: Просвещение, 2007. 197 с.
2. Матейчик З., Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 2006. 340 с.
3. Фурманов И. А., Фурманова Н. В. Психология депривированного ребенка: пособие для психологов и педагогов. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2007. 246 с.
4. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2005. 400 с.
5. Эриксон Э. Г. Детство и общество / пер. и науч. ред. А. А. Алексеев; 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Летний сад, 2000. 415 с.
6. Солнцева Л. И. Воспитание детей в условиях материнской депривации. М.: Книга, 2007. 335 с.
7. Бережнова Л. Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе: монография. СПб.: Изд-во «Питер», 2007. 243 с.
8. Ослон В. Н., Холмагорова А. Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопр. психологии. 2001. № 3. С. 79–90.
Выпуск: 10, 2010
Серия выпуска: Выпуск № 10
Рубрика: ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Страницы: 141 — 144
Скачиваний: 1494