ЕКАТЕРИНИНСКАЯ РЕФОРМА: КОНТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются основные тенденции развития народного образования в России во второй половине XVIII в. Прослеживается противоречивый характер государственной образовательной политики в эпоху Екатерины II. Анализируется попытка создания «новой породы людей» через открытие закрытых сословных учебных заведений. Важная роль отводится разнообразным проектам реформирования народного образования. Выявлены характерные черты создания общероссийской государственной системы школьного образования в 80-е гг. XVIII в., носившей явно выраженный демократический характер.
Ключевые слова: массовая народная школа, развитие просвещения, образовательный проект, сословный принцип в обучении, закрытые школы, государственные гимназии, начальное обучение городских детей, крестьянские школы, общеобразовательная школа, программа обучения, элемент
Библиография:
1. Ключевский В. О. О русской истории. М., 1993.
2. Титков Е. П. Образовательная политика Екатерины II. М., 1999.
3. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. СПб., 2004.
4. Чекунова А. Е. В. В. Крестинин и его проект создания «малых» школ // Вопросы истории. 2007. № 7.
5. Жураковский Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. М., 1978.
6. Штранге М. М. Демократическая интеллигенция в России в XVIII веке. М., 1965.
7. Новиков Н. И. Избранные педагогические сочинения. М., 1959.
8. Лепская Л. А. Состав учащихся народных училищ Москвы в конце XVIII в. // Вестник Московского университета. Серия «История». 1973. № 5.
9. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в.: учебник / Под ред. Б. А. Рыбакова. М., 1983.
Выпуск: 2, 2010
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Страницы: 11 — 16
Скачиваний: 1021