УЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ УСТРОЙСТВА ПОНЯТИЙНОГО ОПЫТА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обсуждаются проблемы формирования понятийного опыта учащихся при обучении математике. Выявление типичных ошибок и причин их возникновения позволяет сделать выводы о том, что в процессе обучения математике не всегда учитываются закономерности устройства понятийного опыта. Анализ исследований в области психологии дал возможность разработать модель устройства и функционирования понятийного опыта. Эта модель легла в основу разработки учебных текстов и заданий по математике для учащихся основной школы
Ключевые слова: понятийное мышление, способы кодирования информации, когнитивные схемы, семантические структуры, метакогнитивный опыт
Библиография:
1.Усова А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. 176 с.
2.Шапиро С. И. От алгоритмов - к суждениям (эксперименты по обучению элементам математического мышления). М.: Сов. радио, 1973. 288 с.
3.Слепкань 3. И. Психолого-педагогические основы обучения математике: метод. пособие. Киев: Рад. школа, 1983. 192 с.
4.Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика: учеб. пос. для студ. физ.-мат. фак-тов пед. ин-тов / В. А. Оганесян, Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, В. Я. Саннинский. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1975. 368 с.
5.Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
6.Ветров А. А. Природа понятия и общественная практика // Практика и познание. М.: Наука, 1973. С. 296-338.
7.Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982. 504 с.
8.Психолого-педагогические условия развития понятийного мышления / сост. Э. Г. Гельфман, С. Н. Цымбал. Томск: Изд-во ТГПУ; Изд- во Том. ун-та, 2003. 240 с.
9.Метельский Н. В. Дидактика математики: Общая методика и ее проблемы: учеб. пос. для вузов. 2-е изд., перераб. Минск: Изд-во БГУ, 1982. 256 с.
10.Далингер В. А. Совершенствование процесса обучения математике на основе целенаправленной реализации внутрипредметных связей. Омск: ОМИПКРО, 1993. 323 с.
11.Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2006. 384 с.
12.Sfard A. Symbolizing Mathematical Reality into Being: How mathematical Discoure and Mathematical Objects create each Other // In P. Cobb, E. Yackel, K. McClain (Eds.) Symbolizing and communicating in mathematics classrooms, USA. 2000.
13.Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Детская психология / под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
Выпуск: 11, 2009
Серия выпуска: Выпуск № 11
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Страницы: 55 — 60
Скачиваний: 963