ВЛИЯНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
На основе анализа отечественной литературы по аспектам компетентностного подхода в сфере образования описываются дефиниции предметно-специализированных компетенций, формирование которых позволит повысить качество образования у выпускников вуза. Предлагается проводить проверку предметно-специализированных компетенций на основе квалификационных характеристик, сформированных рынком труда. Анализируется самостоятельная активность студентов в процессе обучения в вузе и ее влияние на формирование предметно-специализированных компетенций. Проведено пилотажное исследование самостоятельной активности студентов заочной формы обучения с помощью разработанного опросника. Выявлено, что самостоятельная активность студентов в процессе обучения характеризуется неравномерным распределением с постепенным ее повышением к концу срока обучения. Выявленные сведения проанализированы и будут использованы при проведении дальнейших исследований.
Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, предметно-ориентированные компетенции, самостоятельная активность студентов, обеспечение качества образования, качество подготовки специалистов.
Библиография:
1. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с.
2. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2002. 488 с.
3. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России, 2004. № 11. С. 17–22.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. № 5. С. 22–27.
5. Чучалин А. И. Формирование компетенций выпускников основных образовательных программ // Высшее образование в России, 2008. № 12. С. 10–19.
6. Галямина И. Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. С. 54–56.
7. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / Педагогика. № 10. 2003. С. 26.
8. Гутман В. В. Феномен субъективации содержания образования // Высшее образование сегодня, 2009. № 3. С. 48–50.
9. Шадриков В. Д. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс // Вопросы образования, 2004. № 4. С. 5–9.
10. Чучалин А. Проектирование образовательных программ на основе кредитной оценки компетенций выпускников // Высшее образование в России, 2008. № 10.
11. Девисилов В. А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно-ориентированного обучения в высшей школе // Высшее образование сегодня, 2009. № 2. С. 29–34.
Выпуск: 7, 2009
Рубрика: ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА
Страницы: 102 — 105
Скачиваний: 963