ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ И ФАКТОРЫ РИСКА ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
в статье дается определение понятий «факторы риска», «факторы защиты» применительно к делинквентному поведению как разновидности девиантного поведения подростков, приводится классификация выявленных факторов риска и защиты; на основе анализа зарубежных исследований показана эффективность западных программ по элиминированию факторов риска формирования делинквентного поведения в школе. Приводятся результаты авторского исследования по выявлению фактора защиты – креативности.
Ключевые слова: фактор, макрофакторы, фактор риска, фактор защиты, делинквентное поведение, девиантное поведение, креативность, нейротизм, психотизм
Библиография:
1. Гилинский Я.И. Девиантология – СПб., 2004. – С. 14.
2. Борисова Л.Г. Негативное потребление среди подростков / Борисова Л.Г., Князев Г.Г.,Слободская Е.Р., Солодова Г.С.,Харченко И.И. – Новосибирск: Изд-во Со РАН, 2005. – С. 73.
3. Rutter M. Resillence in the face of adversity. Br. J. Psychiatry 1985; 147
4. Blackburn R. The Psychology of criminal conduct. - John Wiley & sons, Ltd. New York, 2002.
5. Levitt M.J., Guacci-Franco N. & Levitt J. (1993). Convoys of social support in childhood and early adolescence: structure and function. Developmental Psychology, 29, 811-818.
6. Goodman R. (1994). A modified version of the Rutter Parent Questionnaire including extra items on children's strengths: a research note. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 35, 1483-1494.
7. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: «Питер», 2002. – С, 141-142.
8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей СПб.: Издательство «Питер», 1999. – С. 227-228.
9. Webster-Stratton C, Reid MJ. The Incredible Years parents, teachers and children training series: a multifaceted treatment approach with conduct problems. In: Kazdin AE (ed). Evidence-based psychotherapies for children and adolescents. New York: Guilford, 2003.
10. Felner RD, Brand S, Adan A et al. Restructuring the ecology of the school as an approach to prevention during school transitions: extensions of the School Transitional Environment Project (STEP). Prev. Hum Srv. 1993; 10:103-36
11. Kellam SG, Rebok GW, lalongo N et al. The course and malleability of aggressive behavior from early first grade into middle developmental epidemiologically-based trial. J Child Psychiatry 1994;35:259-81
12. Olweus D. Bully/victim problems among schoolchildren: basic facts and effects of a school-based intervention program. In: Rubin K, development and treatment of childhood aggression. Hillsdale: Erlbaum, 1989: 411-48
13. Мудрик А.В.Социализация вчера и сегодня / А.В.Мудрик. – М: Моск. психол.-соц. ин-т, 2006.- С. 472.
14. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. – СПб., 2004. – С. 176.
Выпуск: 4, 2009
Серия выпуска: .
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 92 — 95
Скачиваний: 1312