ТРЕВОЖНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Анализ литературы и эмпирические исследования автора показали, что школьная патология формируется в группе хронически тревожных детей и представляет собой результат срыва адаптации в наиболее загруженных в образовательном процессе системах организма ребенка. Показателем неблагополучия и ведущим фактором патологических процессов является хронически повышенный уровень общей школьной тревожности. Относительная стабильность повышенного уровня тревожности младших школьников связана со страхами и переживаниями, возникающими в ситуации школьного обучения и имеет непосредственную связь с учителем, его индивидуальными и личностными особенностями.
Ключевые слова: школьная тревожность, здоровье младших школьников, влияние индивидуальных и личностных особенностей педагогов на тревожность школьников
Библиография:
1. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа / М.М. Безруких.-М.: МПСИ, 2004. - 240 с.
2. Каган, В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / В.Е. Каган //Вопросы психологии. 1984. № 4. -С. 35-41.
3. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха.-М.: Медицина,1988.- 272 с.
4. Молочкова, И.В. Диагностика школьной тревожности у первоклассников как средство профилактики дидактогенных неврозов / И.В. Молочкова //Семейная психология и семейная терапия. 1998. №4. -С. 51-54.
5. Кулагин, В.В. Основы профессиональной психодиагностики / В.В. Кулагин.-Л.: Медицина, 1984.-216 с.
6. Артемова, Т.А. Психологические и психофизиологические особенности высоко тревожных детей младшего школьного возраста / Т.А. Артемова, А.В. Ковалева // Школа здоровья. 1998. Т. 5.№ 3-4. -С. 148-159.
7. Прихожан, А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): Автореф. дис. … докт. психол. наук/ А.М. Прихожан.-М., 1996.
8. Беляшина, И.О. Прогнозирование и профилактика нарушений здоровья младших школьников, обучающихся по экспериментальным программам: Автореф. дис. … канд. мед. наук / И.О. Беляшина.-Иваново, 1998. -20 с.
9. Ковалева, А.В. Некоторые физиологические и психофизиологические предпосылки развития дезадаптации у учащихся 1 -3 классов: Автореф. дис. … канд. биол. наук / А.В. Ковалева.-М., 1999. -23с.
10. Ермакова, И.В. Эмоциональное состояние первоклассников и глюкокортикоидная функция надпочечников / И.В. Ермакова // Ж. Школа здоровья. 2ОО2. №1.- С. 49-55.
11. Гайдукова, С.П. Образование как процесс обеспечения физического, психологического и социального благополучия и развития ребенка / С.П.Гайдукова, А.А. Грошева, Т.М. Балбекова //Валеология.2001.№ 1.-С.41-44.
12. Инденбаум, Е.Л. Клиническая и психологическая оценка психического здоровья младших школьников Севера / Е.Л. Инденбаум, С.А. Домишкевич, Е.И. Прахин.-Иркутск:Сибирь, 1998.-144 с.
13. Кучма, В.Р. Стресс у школьников: причины, последствия, профилактика / В.Р.Кучма, М.И. Степанова //Медицина труда и промышленная экология.2001.№ 8.-С. 32-37.
14. Гуров, В.А. Тревожность как показатель психологического здоровья младших школьников и личностные особенности педагога / В.А. Гуров, Т.Н. Метелкина //Сибирский учитель. № 2, 2006.-С.27-28.
15. Брель, Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников: пути ее профилактики и коррекции: Автореф. дис.канд. психол. наук / Е.Ю Брель.-Томск, 1996. -23 с.
16. Клюева, Н.Е. Технологии работы психолога с учителем / Н.Е. Клюева.-М.:Сфера,2000.-192 с.
17. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности / О.П. Елисеев.2-е изд.-СПб.:Питер, 2003.-512 с.
18. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога. Учеб. пособие: В 2-х кн. 2-е изд. / Е. И. Рогов.–М.:ВЛАДОС, 1998: кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения.-480 с.
19. Мухина, B.C. Возрастная психологии: Учебник для студ. ВУЗов / B.C. Мухина. 7-е изд.- М.:Академия,2003.-456с.
20. Гуров, В.А. Влияние технологического компонента образовательной среды на процесс психофизиологического развития младших школьников. Монография / В.А. Гуров.-Красноярск: Поликом, 2008.- 255 с.
Выпуск: 4, 2009
Серия выпуска: .
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Страницы: 56 — 60
Скачиваний: 2564